Основные теоретические элементы содержания курса
Занятие 1. Проектная деятельность. Проекты в современном мире. Проектные технологии.
История проектного метода. Метод учебных проектов. Классификация. Требования к проектной деятельности.
Занятие 2. Физика вокруг нас.
Физика как одна из фундаментальных экспериментальных наук. Физика и естественные науки. Физика и общественные науки. Физика и гуманитарные науки. Физика и техника. Физика и быт. Физика в природе.
Занятие 3. Как выбрать тему проекта. Основные этапы проектирования.
Тема и подтемы проекта. Цели и задачи проекта. Формирование творческих групп. Формулировка вопросов. Подбор литературы. Планирование проектной деятельности. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Критерии контроля деятельности.
Занятие 4. Ярмарка идей. Способы получения и обработки информации.
Виды источников информации. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания. Конспект правила конспектирования. Цитирование, правила оформления цитат. Рецензия. Отзыв.
Занятие 6. Исследование. Основные методы исследования.
Исследование. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Теоретическое и эмпирическое исследование. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция. Методы исследований (наблюдение, сравнение, эксперимент, опрос, анализ литературы, анкетирование). Гипотеза. Цели и задачи исследования. Составление индивидуального рабочего плана. Подбор инструментария. Оформление результатов: таблицы, графики, диаграммы, рисунки.
Занятие 9. Правила оформления реферата.
Реферат, его виды: библиографические (информативные, индикативные, монографические, обзорные, специализированные), научно-популярные, учебные. Структура учебного реферата. Этапы разработки реферата. Критерии оценки. Тема, цель, задачи, предмет, объект, проблема, актуальность. Оформление реферата в средах OpenOffice.org Writer и Microsoft Word. Требования ГОСТа.
Занятие 11. Формы и виды презентаций.
Формы презентаций (бумажные и электронные). Виды электронных презентаций (интерактивные, непрерывно выполняющиеся, статичные, анимированные, мультимедийные). Правила оформления презентаций. Оформление презентаций в средах OpenOffice.org Impress и Microsoft PowerPoint.
Занятие 13. Способы воздействия на аудиторию.
Публичное выступление. Подготовка выступления. Планирование речи. Культура речи. Искусство оратора. Мимика и жесты. Внешний вид. Секреты успешного выступления.
Календарно-тематическое планирование проектной деятельности по физике
№ | Тема занятия | Основные элементы содержания урока | Формируемые умения и навыки | Дополнительное задание | Дата Проведе-ния |
Проектная деятельность. Проекты в современном мире. Проектные технологии. | - проекты, как вид деятельности; - проектные технологии, основы проектирования; - документация проекта; - требования к проектам. | - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью; | - подготовить сообщения на тему «Физика вокруг нас» | ||
2. | Физика вокруг нас. | - связь физики с науками естественнонаучного и гуманитарного циклов; - физика и окружающий нас мир; - физика и современные направления в науке и технике. | - использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей; | ||
3. | Как выбрать тему проекта. Основные этапы проектирования. | - основные этапы проекта и их роль в достижении конечного результата; - выбор темы проектов на основе личностного интереса. | - управлять своей познавательной деятельностью; - определять цели и задачи деятельности, выбирать средства, необходимые для их реализации; | - выбрать 3 темы, над которыми хотелось бы поработать в течении года и установить в них связь с другими учебными предметами | |
4. | Ярмарка идей. Способы получения и обработки информации. | - консультация по выбору тематики учебных проектов, - формирование проектных групп; | - работать в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту своего мнения. | - выделить цели и задачи своей проектной деятельности; - определить основные этапы. | |
Индивидуальная консультация | - постановка целей и задач; - распределение обязанностей между членами группы; - планирование деятельности | - использовать различные источники для получения физической информации; - осваивать различные способы работы с научной литературой. | - собрать необходимую информацию, систематизировать ее. | ||
Исследование. Основные методы исследования. | - методы исследования; - этапы исследования | - применять основные методы познания для изучения различных сторон окружающей действительности. | - выбрать метод исследования для своей темы; - продумать ход исследования | ||
Осуществление экспериментально-исследовательской деятельности | - подбор необходимого оборудование; - реализация эксперимента. | - самостоятельно планировать и проводить физический эксперимент с соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием; | - провести опрос/анкетирование/обработку результатов. | ||
Индивидуальная консультация | - анализ результатов эксперимента; - обсуждение промежуточных результатов. | - интерпретировать результаты самостоятельно проводимых опытов, физических процессов, протекающих в природе и в быту | - оформить практическую часть исследования. | ||
Правила оформления реферата. | - требования к оформлению текстовых документов; - особенности оформления документа с помощью текстового редактора. | - использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и систематизации информации; | - оформить теоретическую часть исследования. | ||
Индивидуальная консультация | - рекомендации по оформлению и содержанию отчета о проделанной работе. | - провести корректировку реферата. | |||
Формы и виды презентаций. | - виды презентаций; - сценарий презентации. - технологические требования к оформлению презентаций. | - использовать мультимедийные технологии для обработки, передачи и систематизации информации; | - написать сценарий своей презентации. | ||
Индивидуальная консультация | - рекомендации по выбору индивидуального стиля представления результатов | - оформить презентацию с помощью ПК для выступления | |||
Способы воздействия на аудиторию. | - методы создания комфортной психологической обстановки при выступлении; - основные правила ведения дискуссий | - владеть основными видами публичных выступлений; - следовать этическим нормам и правилам ведения диспута | - составить план выступления перед аудиторией при защите своего проекта. | ||
14,15 | Индивидуальная консультация. | - определение достижений и нерешенных проблем; | - объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; | - подготовится к защите проекта. | |
Защита проекта | - публичное выступление каждого участника проектной деятельности; -рецензии учителей; - отзывы учащихся | - учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. - соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; | |||
Подведение итогов. | - анализ результатов работы; - награждение призеров; - рефлексия. |
Формы продуктов проектно-исследовательской деятельности:
o теоретическая часть \ описание прокета (реферат);
o исследовательская часть (видоролик, журнал исследований, фоторепортаж, презентация с элементами анимации, анкеты);
o практическая часть \ представление работы на конференции (газета, презентация, буклет, веб-страница).
Описание материально-технического обеспечения: персональный компьютер, проектор, экран, аудиотехника, интернет-ресурсы, энциклопедии, словари (англо-русские, русско-немецкие), видеотехника, фотоаппарат, оборудование школьной физической, химической, биологической лаборатории.