Тема 1.2. Методологии и технологии проектирования ИС
Введение
Учебная дисциплина «Проектирование информационных систем» является дисциплиной по выбору учебного плана и формирует профессиональные навыки для практической деятельности.
Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Технология разработки программных продуктов», «Основы построения АИС», «Базы данных» и другими. Важное значение имеет практическая направленность дисциплины при работе студентов над курсовыми работами по дисциплинам «Технология разработки программных продуктов» и «Экономика отрасли».
Учитывая большое практическое значение данного курса, особое значение уделено формированию навыков практической работы с CASE-средствами проектирования, такими как BpWin и ErWin.
Выполнение лабораторно-практических занятий имеет важное значение при подготовке моделей в рамках работы над курсовым проектом по дисциплине «Технология разработки программных продуктов», поэтому в качестве самостоятельной работы студентам предложено составление моделей по теме курсовой работы.
Объем времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу, составляет 10 часов.
В первой самостоятельной работе приведены критерии оценивания. Остальные работы используются при подготовке моделей в рамках курсового проектирования и не имеют индивидуальной оценки, так как представляют собой единую работу, обладающую свойством концептуальной целостности.
Раздел 1.Основы методологии проектирования ИС
Тема 1.1. Жизненный цикл ПО ИС
Цель работы: создание презентации по теме «Достоинства и недостатки моделей ЖЦ ПО».
Алгоритм выполнения работы:
1. Повторить изученный материал по теме: “Жизненный цикл ПО ИС”.
2. Прочитать в учебнике [1] тему 1.3 «Модели жизненного цикла ПО».
3. Ответить на вопросы:
a) Какие модели жизненного цикла существуют?
b) Достоинства каскадной модели?
c) Достоинства спиральной модели?
d) Недостатки каскадной модели?
e) Недостатки спиральной модели?
4. В программе MS PowerPoint создать файл презентации.
Состав слайдов презентации:
1. Титульный. Отобразить тему, дисциплину, автора работы.
2. Краткая характеристика каскадной модели.
3. Краткая характеристика спиральной модели.
4. Достоинства каждой модели
5. Недостатки каждой модели
6. Краткие выводы, примеры, при решении каких задач можно использовать ту или иную модель.
5. При необходимости добавить эффекты анимации, создать стили оформления.
Критерии оценок:
Оценка | Критерии |
Неполный состав слайдов. Большое количество грамматических ошибок и неточностей. Неверно выделены достоинства и недостатки моделей. Неверные выводы. | |
Презентация содержит необходимые слайды. Имеются грамматические ошибки, неточности в формулировках. | |
Презентация содержит необходимые слайды. Отсутствуют грамматические ошибки, формулировки точные, грамотно сформулированы. Выделены не менее 2-3 достоинств и недостатков каждой модели. Выводы и примеры неточные, вызывают сомнение. | |
Презентация содержит необходимые слайды. Отсутствуют грамматические ошибки, формулировки точные, грамотно сформулированы. Выделены не менее 2-3 достоинств и недостатков каждой модели. Выводы и примеры не вызывают сомнения. |
Тема 1.2. Методологии и технологии проектирования ИС
Цель работы: создание начальной (контекстной диаграммы) по теме курсового проекта с использованием функционального подхода в методологии SADT.
Алгоритм выполнения работы:
1. Повторить изученный материал по теме: “Методологии и технологии проектирования ИС».
2. Прочитать в учебнике [1] тему 2.3, п. 2.3.1 «Метод функционального моделирования SADT».
3. Изучить задание на курсовое проектирование.
4. По заданию на курсовую работу ответить на вопросы:
a. Где, на каком предприятии может быть использована проектируемая система? Привести примеры.
b. Кто будет пользователем проектируемой системы? Назвать конкретные должности работников (1-2).
c. Какие функции выполняет работник? Какие их этих функций можно автоматизировать с использованием разрабатываемой системы? (3-4)
d. Какая информация, документы, материалы и иные потоки поступают на вход системы? (2-4)
e. Что является результатом работы? (2-4)
f. Какие нормы, правила, инструкции должен знать работник, чтобы правильно выполнить функции? (2-3)
5. В рабочей тетради по практическим работам заполнить таблицу ответов (кратко).
Вопрос | Ответ на вопрос |
B | |
C | |
D | |
E | |
f |
6. В рабочей тетради по практическим работам создать начальную (контекстную) диаграмму в виде одного блока, окруженного интерфейсными дугами. Разместить дуги, подписать их в соответствии с таблицей. Имя блока должно содержать глагол в неопределенной форме.
Интерфейсная дуга | Нахождение на блоке | Ответ на вопрос |
Вход | Слева | d |
Выход | Справа | e |
Механизм | Снизу | b |
Управление | Сверху | f |
7. Повторить в учебнике [7] методику выполнения практической работы 1.
8. По аналогии с практической работой 1 создать в программе BPWin новую модель. Определить точку зрения, автора модели, имя модели. Задать описание модели.
9. Задать имя функционального блока, задать интерфейсные дуги, определить имена интерфейсных дуг.
10. Сохранить модель.