Посадка зубчатого колеса на вал
Часть 1. Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических соединений.
Дано:
Класс точности подшипника – 5,
№ подшипника – 36213
Расчетная радиальная реакция опоры Fr=20000Н,
Осевая нагрузка на опору Fa=10000Н,
Перегрузка до 150%,
Вал сплошной
Натяги в сопряжении d3: наибольший 96 мкм, наименьший 42 мкм.
Номинальные размеры: d1=D, d2=d, d3=d+10.
Решение:
Для подшипника №36213 находим посадочные размеры по ГОСТ 8338-75: d=65 мм, D=120 мм, В=23 мм. По ГОСТ 520-71 находим отклонения посадочных размеров: D=120-0,010, d=65-0,009
Вид нагружения: так как радиальная сила, постоянная по направлению, приложена к валу, который вращается, то наружное кольцо имеет местное нагружение, а внутреннее – циркуляционное.
Посадки для заданных соединений:
Посадка наружного кольца подшипника в корпус
По табл. 15 для местнонагруженных колец для D=120 мм неразъемного корпуса, принимая во внимание перегрузку до 150%, находим поле допуска G6 для класса точности 5. Строим схему полей допусков посадки Ø120 G6/l5
Посадка внутреннего кольца подшипника на вал
Нагружение циркуляционное. Для расчета интенсивности нагружения находим коэффициенты k1, k2,k3. Для перегрузок до 150% по табл.16, 17, 18 (D/d=120/65=1,85):
k1=1,0
k2=1,0
k3=1,0, т.к. подшипник однорядный.
Интенсивность нагружения:
PR= ´ k1´ k2´ k3=(20000/0,023)×1 ×1×1 =870
По табл.19 с учетом класса находим поле допуска вала k6. Строим схему полей допусков посадки Ø65L5/ k5.
Посадка распорной втулки на вал
Т.к. распорная втулка надевается на вал, размеры которого определены посадкой подшипника качания, то чтобы обеспечить легкость сборки, необходимо выбрать посадку с зазором 20-30мкм. Выбираем такое поле допуска отверстия, у которого отклонение EI больше, чем верхнее отклонение вал es на 20-30мкм. Выбираем поле допуска Е9. Строим схему полей допусков посадки Ø65Е9/ k5. Smin=EI-es=60-15=45 мкм – гарантированный зазор.
Посадка крышки подшипника в корпус
Для легкости сборки крышки с корпусом рекомендуется посадка с гарантированным зазором невысокой точности. Для унифицированных в ряде отраслей крышек подшипников рекомендованы поля допусков предпочтительного применения. Для нашего случая выбираем d11 и строим схему полей допусков посадки Ø120Н7/ d11.
Посадка зубчатого колеса на вал
d3=75мм
NmaxF=96 мкм
NminF=42 мкм (по заданию)
По табл.4 и 6 подбираем посадку наименьшей точности по условию:
NminF. £ Nmin табл., NmaxF ³ Nmax табл.
Ø75Н7/t6, Nmin=45мкм, Nmax=94мкм.
Схема полей допусков:
В действительности указанная посадка не обеспечит эффективного натяга Nmin=45мкм из-за смятия неровности шероховатости поверхностей. Вводим запас на деформацию:
Δ= Nmin - NminF.=45-42=3 мкм.
Допустимая высота микронеровностей:
Rz= Δ/2,4=3/2,4=1.25 мкм
Ra=1/4 Rz=0,31 мкм.
Требования, предъявляемые к поверхностям корпуса и вала для посадок подшипников качения:
· Отклонения формы поверхностей корпуса и вала не должны превышать значений, равных IT14. Допуски формы
-для корпуса FT=IT7/4=35/4=8,75 мкм,
-для вала FT=IT6/4=19/4=4,75 мкм.
· Среднее арифметическое отклонение поверхности корпуса – 1,25 мкм, вала – 0,63 мкм, торцов заплечиков валов и корпусов – 2,5 мкм (табл.21).