Особенности формирования логистической сети в России
Внедрение рыночных отношений в российскую практику связано преимущественно с освоением накопленного многолетнего зарубежного опыта с учетом территориальных и национальных условий, а также опыта и перспектив социально-экономического развития страны. В целом за прошедшие десятилетия стране после перехода к рынку России удалось успешно влиться в процесс международного разделения труда и наладить товарообмен с большинством стран мира.
Однако по свидетельству ведущих отечественных ученых в области логистики до настоящего времени издержки на производство и реализацию отечественной продукции по разным оценкам в 2-8 раз выше мирового уровня (75, с. 22). В результате сохраняется сырьевая направленность экспорта, а на российских прилавках продается 60-70 % импортных товаров, что оказывает существенное влияние на логистические процессы.
К других числу объективных факторов, также затрудняющих создание эффективной товаропроводящей сети в России, ведущие ученые в области логистики относят невозможность и нецелесообразность копирования западных технологий товародвижения; недостаточное развитие коммуникаций и высокая степень износа элементов транспортной инфраструктуры; слабое оснащение складских помещений, на которых преобладает ручной труд.
Вместе с тем имеющиеся возможности по формированию эффективной товаропроводящей сети на основе общепринятых принципов используются также недостаточно. В общем случае формирование каналов товародвижения исходит из баланса интересов товаропроизводителей и потребителей продукции, которые далеко не всегда совпадают.
Так отечественные товары промышленного назначения в нашей стране, также как и за рубежом, обычно производятся и потребляются крупными партиями, поэтому между производственными предприятиями организуются долгосрочные взаимовыгодные связи и регулярные прямые поставки, которые организуют и осуществляют специалисты - работники отделов сбыта и снабжения.
Наряду с ними в отдельных случаях к снабженческо-сбытовой деятельности подключаются нередко многочисленные частные фирмы, осуществляющие "бумаготворческие" операции. Известен пример, когда работники угольной промышленности жаловались на закупку угля по крайне низким закупочным ценам при реализации угля посредниками в отопительные системы по реальным рыночным ценам. При этом на основе расследований оказалось. что восемь уровней посреднических фирм сумели по разным мошенническим схемам уклониться от уплаты налогов.
Реализация продукции населению как основным потребителям в местах ее производства является достаточно выгодной для товаропроизводителей с точки зрения обеспечения сроков годности скоропортящихся продуктов, гибкой реакции на рыночный спрос и сокращения сроков оборота финансовых средств.
Поэтому многие крупные производственные компании также стремятся организовать розничную торговлю товаров повседневного спроса в собственных фирменных специализированных магазинах вблизи производственных площадей. В тоже время местные органы власти весьма неохотно предоставляют земельные участки в собственность предприятиям для такой застройки, чтобы не потерять возможность регулярного получения арендной платы, а при необходимость и расторгнуть договор аренды.
Примерами таких прямых каналов товародвижения стали также расширение объемов продажи населению свежих (горячих) хлебобулочных изделий в торговых точках возле крупных хлебозаводов, реализация продуктов переработки мяса в фирменных магазинах мясокомбинатов, вылов и продажа свежей рыбы вблизи искусственных прудов.
Крупные торговые компании, копируя западную практику, также стремятся совмещать производство и реализацию готовой продукции небольшими партиями. Так например, ими практикуется производство и продажа соков из свежих фруктов, выпечка хлебобулочных изделий, приготовление готовых блюд с их реализацией населению, расфасовка продуктов питания в удобную потребительскую тару.
Основными условиям организации прямых связей производителей и потребителей являются снижение потерь продукции в процессе производства и ее реализации, самодостаточность территорий с точки зрения уровня экономического и социального развития, а также обеспечение минимальных издержек на товародвижение.
Однако реализовать прямые связи производителей и массовых потребителей при обширной территории современной России с различными ее природно-климатическими условиями и уровнем социально-экономического развития в каждом отдельном регионе достаточно сложно, поэтому прямые связи пока носят относительно фрагментарный характер.
Поэтому большинство товаропроизводителей отстраняются от трудоемких операций по продвижению своей продукции до непосредственных потребителей и передают эти функции специализированным фирмам, а в целях достижения конкурентоспособности на рынке основное внимание уделяют себестоимости и качеству продукции, своевременному обновлению ее ассортимента в соответствии с изменяющимся рыночным спросом.
Потребители формируют спрос на продукцию и услуги с учетом многочисленных факторов, включая, прежде всего, соотношение их качества и цены; новизны ассортимента; сроков доставки; условий оплаты; уровня сервисного обслуживания.
Продвижение продукции от товаропроизводителей до конечных ее потребителей в соответствии с их требованиями всегда представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому предприятия-производители чаще всего передают эти функции специализированным посредническим фирмам. Дополнительные услуги коммерческих посреднических фирм способствуют росту уровня сервисного обслуживания, однако это приводит к росту цены продукции и услуг для населения.
Основным принципом организации посреднической деятельности в России, также как и за рубежом, должна выступать экономическая целесообразность, то есть количество посредников должно быть минимальным, но достаточным для достижения разумного уровня сервисного обслуживания путем равновесия рыночного спроса и предложения на продукцию и услуги с учетом покупательной способности населения.
Посредническая деятельность организуется на добровольной свободной основе, однако может регулироваться как административными, так и экономическими методами.
Административное регулирование посреднической деятельности в России на государственном уровне применяется сравнительно редко и обычно касается лишь товаров первой необходимости для населения, например при реализации определенного перечня отечественных лекарственных препаратов, когда общая наценка от производителя до аптечного прилавка с учетом низкого прожиточного минимума пожилых людей как основных потребителей лекарств не должна превышать 50 %.
Административное регулирование посреднической деятельности применятся также на региональном и местном уровне преимущественно при распределении государственных и муниципальных заказов в виде организации открытых торгов, аукционов или закупок по тендеру с участием не менее трех участников конкурса.
Известно, что распределение и реализация государственных и муниципальных заказов в современной России пока остается одной из наиболее криминализированных сфер деятельности, когда широко применяются мошеннические схемы в виде "отката", в результате которых расхищается до половины выделяемых государством или муниципалитетом бюджетных финансовых средств.
Мерами административного влияния на злоупотребления в данной сфере являются совершенствование правового законодательства, обеспечение открытости процедур и контроля гражданского общества, деятельность контрольных и правоохранительных органов.
Административное регулирование посреднической деятельности иногда может приносить и негативные последствия в виду низкого уровня компетентности властных структур. Так недостаточно обдуманные меры по сокращению количества посреднических структур могут привести к разрушению налаженной цепочки продвижения продукции до непосредственных потребителей.
В частности из практики известен пример, когда в обширном районе лесозаготовок в Красноярском крае в целях ложной экономии издержек на товародвижение администрацией была ликвидирована оптовая база по снабжению леспромхозов продуктами питания, которая принимала крупные партии свежих продуктов, обеспечивала их качество при хранении и выдаче потребителям. В результате на некоторое время цепочка поставок перешла только на консервированные продукты питания и только после вмешательства органов здравоохранения пришлось восстановить оправдавшую ранее систему снабжения производственных предприятий свежими продуктами.
В современной России экономические механизмы регулирования посреднической деятельности работают пока недостаточно эффективно, поэтому нередко товаропроизводители испытывают трудности в реализации своей продукции, а многочисленные посредники (перекупщики), не оказывая дополнительных значимых услуг, взвинчивают цены на продукцию и услуги для населения.
Особо уязвимым звеном в современной России по праву считается производство и реализация сельскохозяйственной продукции, что тормозит развитие фермерских хозяйств. Массовыми потребителями свежих овощей, фруктов, картофеля и корнеплодов является население крупных городов, в особенно в Москве и Санкт-Петербурге, оптовые рынки которых традиционно контролируются криминальными структурами.
Закупки продукции в фермерских хозяйствах по минимальных ценах, а нередко и по себестоимости, а реализация продукции по рыночным ценам не только снижают возможность наращивания отечественного сельскохозяйственного производства, но неправедно полученная прибыль на рынке направляется на финансовую поддержку криминальных структур и даже расширение масштабов терроризма.
Часть работников правоохранительных органов преднамеренно способствуют живучести такой системы обогащения криминальных структур при продвижении сельскохозяйственной продукции, о чем свидетельствуют периодические силовые акции и судебные процессы по оптовым рынкам Москвы.
Пока не созданы условия для производства и реализации сложной отечественной техники и оборудования на предприятиях, продукция которых не находят возможности продвижения не только на зарубежные, но и на свой рынок. Так, сложная медицинская техника и оборудование, в частности электронные томографы, длительное время посредническими коммерческими структурами закупались за рубежом на бюджетные средства в три-пять раз дороже их себестоимости, а в цену закупки включались и крупные взятки чиновникам от российской системы здравоохранения.
В аналогичном положении находятся и другие молодые российские производственные предприятия, которые не в состоянии реализовать свою продукцию на отечеством рынке из-за сложившихся коррупционных связей среди представителей власти и криминальных структур.
Так по результатам исследований установлено, что сбытом продукции отечественного производства заняты тысячи криминализированных структур (1, с. 22-24), которые в 2-2,5 раза завышают первоначальную цену продукции, а на одного производителя приходится в среднем 335 торговых посредников.
Не способствуют качеству каналов товародвижения уровень производственно-технической базы складского хозяйства, в частности их низкая обеспеченность подъемно-транспортным оборудованием, отчего на складах по-прежнему высокий уровень ручного труда. Из-за недостаточного оборудования складов ежегодно безвозвратно теряется около 40 % фруктов и овощей.
Отсталость транспортной инфраструктуры оказывает влияние на низкую скорость продвижения продукции из-за того что две трети автомобильных дорог страны не отвечают современным требованиям, а такое же количество морских судов из-за своего срока службы становятся нежелательны в зарубежных портах.
Вопросы для контроля знаний:
1. Содержание и направленность информационных потоков в логистике.
2. Особенности формирования финансовых потоков за продукцию и услуги.
3. Виды интеграционных процессов в производстве.
4. Признаки материальных потоков.
5. Особенности процесса получения и доставки сырья для обеспечения производства.
6. Обратные материальные потоки в товародвижении.
7. Перечень сервисных услуг в логистике.
8.Глобальные, общие и частные задачи логистики.
9. Каналы товародвижения и их показатели.
10. Особенности формирования каналов товародвижения в России.