Интерпретация результатов теста. Вариант для учащихся a П П П П К Д
Вариант для учащихся
a | П | П | П | П | К | Д |
b | П,ПР | К | К | О | О | О,Д |
c | О | К | О | К,О | К | К,О |
d | Д | С | ОД* | Д,ОД* | П,ОД | Д,ОД* |
e | ОД | С | П,ОД | ДР | ОД* | ДР* |
f | С | ДР | ДР | Д, ОД* | Д | Д* |
g | ДР | ДР | Д* | ОД | ДР | ОД |
h | ДР | ОД | П,Д | К | Д* | К |
Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Ожид | Рбид |
a | К | К | К | О | П,Д | аст | аст | |
b | О | С | К | О | К | К | аст | аст |
c | С,О | О | П | ОД | К | О | аст | аст |
d | Сид | ДР | С | П | О | ДР | аст | аст |
e | Д,ОД | ОД | О | С | С | С | ст | ст |
f | ДР | ДР | С | П,С | С | СОж | ст | ст |
g | Д | П | Д,ОД | ДР | ОД* | С | ст | ст |
h | ДР | С | О,ДР | П,ДР* | П,Д | ст | ст | |
Ожре | Рбре | Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Э | Ф |
Вариант для взрослых
a | П | П | П | Д | П | Д |
b | П | К | К | К,О | К | О,Д |
c | О | К | О | Д,ОД* | К* | К,О |
d | Д | С | Д,ОД* | Д | ОД* | С,Д* |
e | ОД | С,О | ОД | ДР* | ДР* | |
f | С | ДР | П | ДР | ДР* | |
g | ДР | ДР | Д,ДР* | ОД | ОД | ОД |
h | ДР | ОД | П,Д | К | П,Д | П |
Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Ожид | Рбид |
a | К | П | К | К,О | П | П | аст | аст |
b | О | О | Д | ОД | К | К | аст | аст |
c | С | С | С | П,Д | К | К,О | аст | аст |
d | Сид | О | С | С | О | ДР* | аст | аст |
e | П,Д | ДР | О | П | С,О | С* | ст | ст |
f | ДР | ОД | Сре | ОД | С,ОД | С | ст | ст |
g | ДР | ДР | Д,ОД | ДР | ОД | ОД | ст | ст |
h | Оид | С | К,О* | ДР* | П,Д | ст | ст | |
Ожре | Рбре | Ожид | Рбид | Ожре | Рбре | Э | Ф |
Примечание:
* - звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.
Описание шкал теста
Шкалы мотивационного профиля:
* П- поддержание жизнеобеспечения,
* К - комфорт,
* С - социальный статус,
* О - общение,
* Д - общая активность,
* ДР - творческая активность,
* ОД - общественная полезность.
Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:
* Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
* Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
* ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
* ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоционального профиля:
* Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
* Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
* Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
* Фаст – астенический тип переживания фрустрации.
После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:
П | К | С | О | Д | ДР | ОД | Э | Ф | |
Ожид | |||||||||
Ожре | |||||||||
Рбид | |||||||||
Рбре |
Шкала коррекции
Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.
Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.
Интерпретация результатов теста
На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
Типы мотивационного профиля:
Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.
Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.
Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.
Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.
Типы эмоционального профиля:
Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.
Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.
Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.
Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.
При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.
Пример обработки результатов диагностики мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» - поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» - стремление к комфорту, - при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.
Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим - в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.
В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.
Источники
* Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – С.23-43.