Основные типы военной моды в германских землях в 14м столетии
При изучении изобразительных, письменных источников 14 столетия, а также артефактов, сохранившихся в музеях и найденных археологами, при всем их многообразии, со временем начинают прослеживаться определенные общие тенденции группирования деталей защитного снаряжения и декоративных элементов, которые можно условно назвать «военной модой». Также прослеживаются изменения этой моды по землям и годам …хотя тут мы сталкиваемся с тем, что периоды бытования некоторых типов как бы накладываются друг на друга - т.е. какое–то время они существовали параллельно, региональная же разница хотя и имеет место, но явно требует отдельного исследования.
Если в прошлых статьях мы в основном рассматривали изменения и эволюцию доспеха http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/obzor_ehvoljucii_nemeckogo_dospekha_za_14_vek/1-1-0-44 ,то в этой статье мы попробуем дать основные типы (варианты) комплектования военного немецкого облачения, так как одни и те же элементы, собранные в ином порядке, зачастую полностью меняют облик воина - и набор этот часто зависит не только от развития технологий , но и, в большой степени, от пристрастий «моды» того или иного периода. Некоторые типы встречаются особенно часто и имеют достаточно четкую локализацию ,что мы и постараемся описать . Это уже само по себе должно помочь будущим исследователям и облегчить, например, датировку безымянных изображений . Для лучшего восприятия дополним описания типов не только фотографиями изображений их средневековых представителей, но также схематичными цветными иллюстрациями и - в отдельных случаях - фотографиями вариантов, реконструированных коллективом «Хранители»( г.Белгород).
Итак, Тип №1: Переходный тип, бытовавший с конца 13 века по ( приблизительно) 1320-30гг.
![]() | ![]() |
Этот тип мы можем наблюдать, например, на изображениях Рудольфа фон Тирштейна (Rudolf von Thierstein +1318) ,Ге́нриха Праведного из Силезии ( Henryk IV Probus)
![]() | ![]() |
..и на многих других надгробиях, а также множестве книжных миниатюр того периода.
![]() |
Комплект представляет из себя набор, в основном состоящий из кольчужной защиты - полный «комбинезон» с капюшоном и рукавицами, дополненный защитой ног в виде чулок «îsenhosen». Впрочем, есть некоторые основания полагать, что уже в этот период под кольчугой ( или поверх нее, но под гербовой накидкой (Wappenrock), которая стала чрезвычайно популярна еще в предыдущем столетии ) могли носить усиление в виде пластинчатого нагрудника либо панциря типа пончо (Spangenharnisch) ,а под кольчужным капюшоном мог присутствовать маленький облегающий шлем- «черепник» (Hirnhaube).Однако все это полностью скрыто кольчугой и накидкой, что оставляет нам лишь строить предположения, не имея возможности убедиться доподлинно. Гербовая накидка(Wappenrock) в означенные годы представляла из себя просторную трапециевидную одежду длиной до середины икры с яркой подкладкой, в отдельных случаях с рукавами . Для 14 столетия типичным было наличие на накидке 4 х разрезов. Также для этого комплекта характерно ношение «плечевых щитков» (Achselschilde, Schulterflügel,), мода на которые зародилась, по видимому, во Франции, в последней трети 13 столетия,..и проникла в Германию к его концу . Комплект дополняет «горшковидный шлем» (нем Helmvaz, Topfhelm); шпоры в этом варианте обычно еще архаичные и не имеют колесика . Щит треугольный . Меч носили на косой перевязи .
Тип №2 ,
![]() | ![]() |
к типичным представителям которого могут быть отнесены комплекты, которые мы видим на надгробиях Конрада фон Бенкена 1316 года (Conrad Schaler von Benken), Рудольфа фон Хохенберга 1336 (Rudolf von Hohenberg ), а также на плите графа фон Лихтенберга:(http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/obzor_ehvoljucii_nemeckogo_dospekha_za_14_vek/1-1-0-44) .
![]() | ![]() |
На первый взгляд различия с №1 почти не заметны…однако, несмотря на то, что в основном мы видим все ту же кольчужную защиту и свободную накидку, присмотревшись внимательно, мы заметим, что хотя общий вид тут скромнее, чем в предыдущем варианте,..здесь присутствуют элементы более прогрессивные. В частности, например, уже отчетливо наличествует шлем и зачастую даже с усилительным ребром ( это уже не Hirnhaube ,а ранний «бацинет» (нем. Beckenhaube)). Иногда в этих комплектах на кольчужной защите шеи уже просматривается треугольный кольчужный клапан - прародитель «отстежного наносника» (нем. Nasenband) http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/nanosnik/1-1-0-24, ставшего в 14 м столетии одной из ярких черт германского стиля. Шпоры снабжены отчетливым зубчатым колесиком (что однозначно свидетельствует об усложнившейся системе управления конем). Этот вариант встречается порой вплоть до 1350 года.
Тип №3 :
![]() | ![]() |
Вариант, бытовавший примерно с 1330 по 1360 (а в отдельных случаях и по 70-е) годы. Яркие примеры такой моды – изображения
![]() | ![]() | ![]() |
Готфрида фон Бергхайма 1335 года (Gottfried von Bergheim) ,фигурка св. Георгия 1330 года из Австрии ,Адольфа фон Берга ок. 1348 года (Adolf VIII von Berg).., а также большое количество миниатюр и других изображений, например на витраже из Нидерландов .
![]() |
Тут мы видим серьезные отличия от предыдущих вариантов. Хотя не исключено, что во многом это лишь иная перегруппировка тех же элементов, но внешне вид стал иным. Есть, тем не менее, и фактические изменения – кольчужные рукава (ставшие довольно широкими) отделились от защиты кисти (рукавиц), их место заняли пластинчатые перчатки (обычно изображаемые на подобных статуях лежащими отдельно, рядом с человеком). Появились крупные наколенники (снабженные одним, а порой и несколькими ребрами); у некоторых присутствуют также и налокотники. Руку теперь, помимо кольчуги, защищают композитными щитками (из «ошпаренной» кожи, армированной металлическими полосками) - причем в этот период предпочитают носить щиток, закрывающий низ руки, под кольчужным рукавом, а щиток, закрывающий верх руки – поверх рукава. Появилась тенденция укорачивания накидки -Wappenrock (в основном спереди) - ее раскрывают, заворачивают, а порой и подрезают, как видно на статуе Адольфа фон Берга и на витраже из Нидерландов. Пояс заменяет собой перевязь для меча, перемещается с талии на бедра и богато украшается (его ширина все больше увеличивается ) Повсеместно распространяется мода на цепи для оружия (нем.Waffenketten). Щит порой становится овальной формы и начинает приобретать вырез для копья.
Тип № 4
![]() | ![]() |
Тип, в котором проявилось отчетливое стремление к облегающим формам. Отличия его от типа №2 незначительны - по сути, в основном отличается силуэт. Накидка «Wappenrock» здесь заменена облегающей довольно короткой (по середину бедра) курткой из кожи или плотной ткани, часто имеющей застежку спереди (шнуровку или пуговицы)- - «джупон» (в англ.), «ленднер» (Lendner - нем.) В северо-западных областях Германии этот тип продержался местами до 80-х годов 14 века .
Типичных представителей его мы можем наблюдать на надгробиях Энгельхарда фон Хиршхорна (Engelhard I. von Hirschhorn, † 1361) и Буркхарда фон Штурмфедера 1365 года (Burkhard von Sturmfeder), Ульриха фон Штейнаха (Ulrich V. Landschad von Steinach † 1369), а также на триптихе, изображающем апокалипсис (мастера Бертрама, ок. 1380 года из Гамбурга).
![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
Тип №5
![]() | ![]() |
«Мода» 1340-50 годов, кое - где задержавшаяся и до 70х…От типа №3 (с которым этот вариант существовал практически параллельно) он отличается в основном наличием защиты ног композитным армированным доспехом (также порой уже появляются пластины, дополнительно защищающие стопу). Заметны эстетические изменения – усиливается стремление к огранке доспеха ,что, несомненно, усиливает и защитные свойства ,так как ребра (грани) добавляют жесткости, однако и декоративный смысл тут прослеживается однозначно - см. http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/o_granyakh_nemeckogo_dospekha/1-1-0-27. Интересна поверхдоспешная накидка - по всей видимости, первые подобные появились в Восточной Фландрии, так как наиболее раннюю накидку этого типа, с расширенным подолом, имеющим не только разрезы, но и зачастую фигурно подрезанным– в противовес несколько зауженному торсу - и снабженную прихотливыми рукавами (опять же с разрезом) мы видим на плите Виллема Венемаера (Willem Wenemaer) http://effigiesandbrasses.com/1098/2136/ уже в 1325 году (край накидки по всему периметру у него украшен деликатной вышивкой).
![]() | ![]() |
В дальнейшем мы встречаем воинов, одетых по такой «моде», на изображении «спящих стражей» в кафедральном соборе Страсбурга
Тип №6 :
![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
Очень интересный тип, получивший свое распространение в основном в южных и центральных немецких землях Баварии, Швабии и на среднем Рейне в 1350-1375 годах .Его условно можно назвать «модой на приталенный ленднер». В это время накидка полностью исчезает, и ее функции частично берет на себя ленднер (также принявший на себя функции Spangenharnisch.- пластинчатого доспеха), мягко облегающий торс. Ноги в этот период уже надежно защищены поножами (часто полностью из металла), наколенники продолжают в большинстве своем оставаться гранеными, кольчуга снова приобретает узкие длинные рукава, наплечные щитки либо исчезают вовсе, либо становятся очень небольшими и часто превращаются в дополнительное украшение комплекта в виде цветочных розеток. Место крепежа цепей к доспеху в этот период часто оформляют в виде одной или двух короновидных пластин (видимо, имевших золотистый цвет). Весь силуэт становится вытянутым и гибким, тенденции к удлинению видны и в форме «малого» шлема (наносник в этот период уже полностью оформился и встречается повсеместно). Перчатки также стали «приталиваться» и приобретать форму, напоминающую песочные часы. У щита появляется намек на обратную выгнутость верхнего края - наружу (хотя в массе он все еще треугольной формы). Многие в этот период предпочитают чешуйчатую защиту стопы. Пояс носят низко на бедрах (он широкий и пышно украшается, чем вызывает упреки моралистов).
![]() |
Тип №7
![]() | ![]() |
Тип, который можно назвать одним из основных во второй половине 14 века в немецких землях. Он бытовал в 1360-1390 годы. Тут уже присутствует вполне оформленный нагрудник - в ранних вариантах, возможно, скрытый под основой, (чем этот тип близок позднему варианту «типа приталенного ленднера») - однако тут приталенность резко очерчена , в отличие от мягких линий силуэта варианта №5 . Бедра в комплектах данного типа уже в основном металлические, наколенники скреплены с ними посредством соединительных пластин. Если в предыдущем типе кольчуга достаточно длинная (порой до колен), то в типе №7 она едва достает до середины бедра. Есть основания предполагать, что именно в этот период горшковидный шлем уходит с полей сражений и остается в основном атрибутом турнирной культуры. На большинстве изображений на бацинетах (Beckenhaube ) уже видны развитые крепежи для «навесных забрал» -.крепеж забрала в одной точке на лбу также был одним из признаков германской «моды». Возможно , что с этих лет на второй план уходит и щит (по крайней мере на статуях люди, одетые подобным образом, обычно щитов не имеют); руки и ноги (ниже колен) защищает композитная броня. Торс ниже нагрудника покрыт пластинками, наклепанными под основу (в редких случаях - поверх нее, как на статуе св. Георгия в Базеле, но чаще этот вариант встречается в Италии). Причем на руках это те же элементы, что и в типе №3, но в иной последовательности - теперь их носят поверх кольчужного рукава. Пояс в этот период начинает утрачивать пряжку и хвостовик и все чаще застегивается на крючок либо заглушку (становясь как бы обручем вокруг бедер). Цепи по-прежнему популярны. К типичным представителям этой моды можно отнести комплекты с изображений Конрада фон Заинсхайма (Seinsheim Konrad 1369), Войта фон Риэнека (Voit von Rieneck 1379) и Дитера фон Хохенберга (Dieter.von Hohenberg 1381).
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Тип №8
![]() |
Тип, который можно назвать «общеевропейским», так как он встречается повсеместно от Испании до Польши. В Англии доспешные комплексы подобного типа присутствуют уже с 60-х годов, для Германии он более типичен позже – примерно с 70-х, но встречается не очень часто ( к концу века такая мода больше типична для северных областей ). Интересно, что именно этот тип (без каких- либо признаков «местного колорита») мы встречаем и Польше на надгробиях силезских князей, датируемых примерно 1382 годом, и в Богемии - на изображениях королей в Пражском соборе.
По такой же моде облачен и Баденский маркграф Рудольф четвертый.
Тип знаменует начало эпохи полных железных лат, хотя корпус, который с большой долей вероятности одет в железный доспех (подобный тому, что мы видим на итальянском изображении 72 года), все еще у большинства покрывают облегающей курткой (что, видимо, связано с эстетическими предпочтениями). В германских землях тип №8 встречается с 70-х годов до конца столетия.
![]() | ![]() |
![]() |
Тип №9
![]() |
С 80-х в моду входят простеганные куртки, одевавшиеся поверх доспехов (Waffenrock нем.) - хотя бывало, что нагрудник носили не под курткой, а поверх нее. Несмотря на то, что эта мода не продержалась долго, но на короткий период между 80 и 90 годами приобрела огромную популярность. На нагрудниках в эти годы появляются первые крюки для копья (фокры) и специальные V -образные отбойники (что подчеркивает утрату значения щита). Одновременно с этим в моду входит шлем со смещенным назад и вытянутым затылком, и забралом в виде конуса - «Хундсгугель» ( нем. Hundsgugel). Горшковидный шлем приобретает характерную форму, которая впоследствии приведет к появлению шлема с названием «frog mouth» (досл. "лягушачий рот" - англ.) Пояс снова начинают носить на талии, некоторые носят два пояса (на талии и на бедрах).Популярный в немецких землях кинжал типа «базелард» теперь повсеместно заменяет узкий, напоминающий стилет, «кинжал с шайбами» ( Scheibendolch). Тип представлен, к примеру, на надгробиях Вальтера фон Хохенклингена (Walter von Hohenklingen 1386) и Экхарда фон Розенберга(Eckard von Rosenberg, +1387). (Причем на Экхарде мы наблюдаем кольчужные набедренники (или шорты), которые роднят его со следующим типом ). Тот же тип моды мы видим на поминальных фресках рыцарей Немецкого Ордена
![]() | ![]() |
![]() |
Как выглядит доспех этих лет без куртки, можно увидеть на изображениях, подобных надгробию Хайнриха фон Эрбаха (Heinrich von Erbach+1387)
![]() |
Тип №10
![]() |
Тип конца 14 столетия. Он отличается изяществом и грацией. В нем, можно сказать, сочетаются элементы нескольких типов. Например, снова мы видим рукава с разрезами, как у типа №5, только теперь они на облегающей куртке, как у типа №8 . Уже в 80- х годах появилась мода на тканевую покрышку поверх кольчужной зашиты шеи http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/tkanevaja_pokryshka/1-1-0-47 , сохранилась она и впоследствии . Отличительной чертой того периода явилась распространившаяся мода на кольчужные набедренники или шорты . Трудно сказать, одевались они поверх каких- либо набедренных щитков или заменяли их….более вероятным кажется все же первое . Тем не менее, именно такую защиту бедра мы можем видеть на массе изображений - например, надгробие Готфрида фон Берлихингена (Gottfried von Berlichingen 1392) и Конрада фон Биккенбаха (Konrad von Bickenbach 1393), причем его нагрудник имеет интересные накладные полосы и, возможно, исполнен из кожи либо отражает тенденции армированных кожаных деталей доспехов середины века http://mmkhraniteli.ucoz.com/publ/o_populjarnosti_nemetallicheskoj_zashhity/1-1-0-38
![]() | ![]() |
Тип № 11
![]() |
Немного перешагнем рубеж 14 века и обратим внимание на тип, сформировавшийся на «стыке» веков. Условно назовем его типом «1400 года». Тип очень интересный, имеющий множество отличительных черт. Представителей этого варианта моды можно встретить на надгробных памятниках
![]() | ![]() | ![]() |
Людвига фон Риэнека (Ludwig v. Rieneck, 1401),Хайнриха фон Биккенбаха ( Heinrich von Bickenbach 1403) и Людвига фон Гуттена (Ludwig v. Hutten+ 1414) , маркграфа Рудольфа третьего фон Хахберг-Заузенберга ( Markgrafen Rudolfs III. von Hachberg-Sausenberg (+ 1428),
![]() |
а также на многих других. К отличительным признакам типа «1400 года» можно отнести прежде всего просторную налатную накидку длиной до колен с огромными широкими рукавами. Она сильно меняет силуэт, и впечатление изящности и подтянутости, свойственное предыдущей моде, сменяется ощущением солидности и пышности. Нагрудник, который теперь все носят поверх этого «кафтана», приобрел кольчужный фартук, ставший дополнительной защитой нижней части тела (в поздних вариантах _- ок. 1430 года - фартук становится чешуйчатым ). Нагрудник начинают крепить шнурками к самому «кафтану», что видно, например, у Хайнриха фон Биккенбаха. Шлем «раздувается» в области висков и начинает принимать форму, напоминающую луковицу. Обычно он снабжался популярным в Германии забралом типа «клаппвизер» (нем. Klappvisier ) - тоже несколько гротескного вида. Перчатки видоизменились (удлинилась часть краги, прикрывающая основания пальцев), в отдельных случаях она приобретает форму клина, который стало возможным использовать даже в качестве дополнительного оружия в ближнем бою. Пальцы же теперь часто защищены кольчугой (что тоже интересная и колоритная черта периода). На поясе теперь многие носят декоративные бубенцы (в угоду распространившейся моде), что отразилось и на названии пояса – «Dupsing» (издающий звук). Данная мода бытовала примерно с 1400 по 1430-40 год .
Таким образом, на протяжении 14 столетия (даже без моды «1400года») стиль комплектования военного облачения значительно изменялся. В данной статье мы описали основные стили, которые имеют много представителей, но были и исключительные, индивидуальные варианты, промежуточные стили и стили редкие, встречающиеся единично или в малом количестве. Число только основных типов - 10 . Это говорит о многообразии и сложности изменений, бурно проходивших в течение всего 14 века, и о необходимости тщательного изучения этих процессов. Эволюция доспехов демонстрирует развитие технологий и ход инженерной мысли. Изменения внешнего вида деталей доспеха и комплектов в целом также многое говорит об изменении эстетических предпочтений и эволюции эстетических норм. Это поможет более пристально разглядеть многогранную культуру данного периода, отразившуюся в рассмотренных нами изменениях.
![]() |