Структура технологического расчета
Как известно, задачей технологического расчета является определение необходимых данных (численности рабочих постов, автомобиле-мест, площадей и да.) для разработки объемно-планировочного решения СТО и организации технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей.
Структура технологического расчета зависит от конкретных задач, поставленных в задании на проектирование СТО.
Так, например, может быть поставлена задача разработать 2…3 варианта проектных решений СТО для обслуживания одной или нескольких марок легковых (грузовых) автомобилей на существующем участке земли или производственно-складской площади (определенной конфигурации и размеров), имеющего у заказчика или в зависимости от выделенных заказчиком средств на сооружение СТО. В этих случаях технологическая часть проекта направлена на разработку различных вариантов объемно-планировочных решений СТО с целью поиска наиболее эффективного использования площади имеющегося участка земли или выделяемых средств.
При этом в основе планировочного решения устанавливается численность рабочих постов, а затем уже определяются численность персонала, возможные объемы и перечни работ (услуг), необходимое оборудование.
Если в задании указан размер СТО (число рабочих постов) и виды выполняемых услуг, то в этом случае технологический расчет будет заключаться в определении выполняемого этой СТО объема работ, численности персонала и площадей, подборе оборудования, на основе которых будет разрабатываться планировочное решение СТО. При известном числе заездов автомобилей по маркам, по видам работ и их трудоемкостям, среднегодовых пробегах автомобилей и др. технологический расчет будет включать определение объемов работ, численности постов, рабочих, подбор оборудования и др.
Могут иметь место и другие задачи, определяемые конкретными условиями эксплуатации и обслуживания автомобилей.
В задании на курсовой проект, как правило, указывается годовое количество условно обслуживаемых на СТО автомобилей определенных марок и число автомобиле-заездов одного автомобиля в год. Поэтому в данном случае структура технологического расчета включает следующие подразделы:
· исходные данные;
· расчет годовых объемов работ;
· распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения;
· расчет численности рабочих;
· расчет числа постов;
· расчет автомобиле-мест ожидания и хранения;
· определение общего количества постов и автомобиле-мест проектируемой СТО;
· определение состава и площадей помещений;
· расчет площади территории;
· определение потребности в технологическом оборудовании.
Исходные данные
Исходными данными для технологического расчета являются:
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам – NCTO;
- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год – d;
- годовое количество продаваемых автомобилей (если СТО продает автомобили) – Nп;
- среднегодовой пробег автомобиля – Lг;
- число рабочих дней в году станции – Драб.Г;
- продолжительность смены – Тсм;
- число смен – С.
В качестве примера ниже рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей семейства ВАЗ, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1.
Таблица 1 – Исходные данные (пример заполнения)
Марки автомо-билей | Годовое количество условно обслужи-ваемых на станции автомоби-лей, NCTO | Количест-во заездов одного автомобиля в год, d | Количест- во прода-ваемых в год авто-мобилей, Nп | Средне-годовой пробег автомо- биля, Lг, км | Число рабочих дней в году, Драб.Г | Продол- житель- ность смены, Тсм, ч | Число смен, С |
ВАЗ | 1,7 | 1,5 | |||||
… | … | … | … | … | … | … | … |
… | … | … | … | … | … | … | … |