II. Половой, возрастной и национальный состав населения мира.
Лист - модуль
Население мира
I. Численность населения мира.
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учёт численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учёт проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учёт постоянно проводится во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII – начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически всё население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учёта численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают подробную демографическую картину.
Население вплоть до XVII – XVIII в. росло медленно и крайне неравномерно (анализ рис. 18 в учебнике, стр. 48). В чём причины колебания численности населения до XX в.?
________________________________________________________
Страны-лидеры по численности населения
Место | Страна | Население, чел. |
Китай | ||
Индия | ||
Соединенные Штаты Америки | ||
Индонезия | ||
Бразилия | ||
Пакистан | ||
Бангладеш | ||
Нигерия | ||
Россия | ||
Япония | ||
Мексика | ||
Филиппины | ||
Вьетнам | ||
Эфиопия | ||
Германия |
Что такое воспроизводство населения? Воспроизводство населения – это ________________________________________________________
Рис. 19, стр. 49 Заполните таблицу «Рождаемость в странах мира» число родившихся в год на 1000 чел.
более 45 | 40-45 | 35-40 | 30-35 | 25-30 | 20-25 | 15-20 | менее 15 |
ЕП = ______________ - _____________________
По данным карт атласа заполните таблицу «Естественный прирост населения»
Очень высокий (св. 30/1000) | Высокий (20/1000) | Средний (10/1000) | Низкий (2 -10/1000) | Очень низкий (менее 2/1000) |
Н уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.
Показатели смертности по странам мира (в расчёте на тыс. жителей, среднемировой показатель – 9).
Минимальные показатели | Максимальные показатели |
Кувейт – 3 ОАЭ – 3 Коста-Рика – 4 Оман – 4 Алжир - 5 | Сьерра-Леоне – 29 Малайзия - 20 Гвинея-Бисау – 25 Руанда – 22 Афганистан – 21 Гвинея - 20 |
Рождаемость. Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175, каждый час – 10, 4 тыс., каждые сутки – 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков (1,4 млн.чел.) или Гамбург (1,78 млн.чел.), каждый месяц – население такой страны, как Австрия (8,4 млн. чел.) или Тунис (10,38 млн.чел.).
Показатели рождаемости по странам мира (в расчёте на тыс. жителей)
Минимальные показатели | Максимальные показатели |
Болгария – 8 Босния и Герцеговина – 8 Латвия – 8 Чехия, Эстония, Германия, Словения, Испания - 9 | Нигер - 54 Мали - 50 Буркина-Фасо - 47 Демократическая Республика Конго – 47 Сьерра-Леоне - 47 |
В упрощённом виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста учебника стр. 51 – 52, заполните таблицу.
Сравниваемые черты | Первый тип воспроизводства | Второй тип воспроизводства |
1. Уровень рождаемости | ||
2. Уровень смертности | ||
3. Уровень естественного прироста | ||
4. В каких странах распространены | ||
5. Доля детей | ||
6. Доля пожилых людей | ||
7. На что направлена демографическая политика |
Демографический кризис (депопуляция) - _________________________________________________________
_____________________________
Демографический взрыв - ______
_____________________________
Демографическая политика -____
_____________________________
Заполните таблицу (стр. 51- 52)
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства |
Демографический переход (с. 50-51) - ________________________________________________________
1 этап - ______________________
_____________________________
_____________________________
2 этап -_____________________________
_____________________________
3 этап -_____________________________
_____________________________
4 этап –
_____________________________
_____________________________
Качество населения (c. 57) -_____________________________
__________________________________________________________
Средняя продолжительность жизни - ___________________________________________________________
_____________________________.
Для всего мира - _____________________. Экономически развитые страны - __________.
Развивающиеся страны - ___________. Наименее развитые - _____________________
II. Половой, возрастной и национальный состав населения мира.
Заполните схему: