Порядок и стадии разработки технического регламента
Технический регламент – документ, принятый органом власти и содержащий технические требования, обязательные для исполнения и применения либо непосредственно, либо путем ссылок на стандарты.
ТР принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ.
Законом о техническом регулировании предусмотрен следующий порядок и стадии разработки технического регламента.
1) О разработке проекта ТР Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии должно опубликовать уведомление, которое должно содержать информацию о виде продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, относительно которых будут устанавливаться разрабатываемые требования.
Уведомление должно содержать также краткое изложение цели этого технического регламента, обоснование необходимости его разработки и указание тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта этого технического регламента.
С момента опубликования уведомления о разработке проекта ТР этот проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам для ознакомления.
2) Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким их изложением и результатов их обсуждения. Все письменные замечания заинтересованных лиц должны сохранятся разработчиком до вступления в силу технического регламента.
Срок публичного обсуждения проекта ТР не может быть меньше двух месяцев.
3) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента также публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или Ф.И.О. разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии - адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР доработанный проект ТР и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
4) После публичного обсуждения проекта ТР любой субъект, обладающий правом законодательной инициативы, вправе внести этот проект в виде проекта федерального закона о ТР на обсуждение Государственной Думы РФ. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы по подобного рода вопросам обладают Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Вместе с проектом федерального закона о ТР в Государственную Думу вносят следующие документы:
· обоснование необходимости принятия закона о ТР с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента;
· финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о ТР;
· документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта ТР;
· документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта ТР;
· перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
5) Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о ТР направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект федерального закона о ТР Правительство РФ в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
6) Проект федерального закона о ТР, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту закона публикуются не позднее чем за месяц до проведения Государственной Думой второго чтения проекта закона о ТР.
7) Проект федерального закона о ТР, подготовленный ко второму чтению, также направляется Государственной Думой в Правительство РФ не позднее чем за месяц до его рассмотрения во втором чтении. На подготовленный ко второму чтению проект федерального закона о ТР Правительство РФ в течение месяца дает свой отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Кроме общего порядка принятия технического регламента, Закон о техническом регулировании предусматривает и особый порядок разработки и принятия ТР. Это особый порядок допускает принятие ТР, минуя Государственную Думу, и без принятия соответствующего федерального закона. Такое возможно в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, и в случаях, когда для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этих случаях Президент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения, придав ему обязательный характер своим указом.
Затем ТР принимается Государственной Думой как федеральный закон, или, в исключительных случаях, вводится указом Президента РФ.