Социальные последствия информатизации
В работе [78] приведены последствия информатизации в зеркале общественности. Данные, приведенные в табл. З.1., являются хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации.
Таблица №3.1. Социальные последствия информатизации
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО | |
Свободное развитие индивида | «Автоматизация» человека |
Информационное общество | Дегуманизация жизни |
Социализация информации (1) | Технократическое мышление |
Коммуникативное общество | Снижение культурного уровня (3) |
Преодоление кризиса цивилизации (2) | Лавина информации |
Элитарное знание (поляризация)(4) | |
Изоляция индивида (5) | |
ПОЛИТИКА | |
Расширение свобод | Снижение свобод |
Децентрализация | Централизация |
Выравнивание иерархии власти (6) | Государство - «надзиратель» (7) |
Расширенное участие в общественной жизни | Расширение государственной бюрократии |
Усиление власти благодаря знаниям | |
Усиление манипуляции людьми | |
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД | |
Повышение продуктивности | Все возрастающая сложность |
Рационализация жизни | Обострение промышленного кризиса |
Повышение компетентности (8) | Концентрация |
Увеличение богатства | Подверженность кризисам |
Преодоление кризиса | Стандартизация |
Экономия ресурсов | Массовая^езработица |
Охрана окружающей среды | Новые требования \к мобильности трудящихся |
Децентрализация промышленности | Дегуманизация труда |
Новая продукция | Стрессы |
Улучшение качества j | Деквалификация |
Диверсификация продукции | Исчезновение многочисленных профессий |
Новые профессии и квалификации (9) | |
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
Национальная независимость (10) | Усиление взаимозависимости |
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» | Технологическая зависимость |
Улучшение обороноспособности страны | Обострение отношений Юга - Запада |
Уязвимость | |
Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем |
Приведем анализ некоторых последствий.
1) «социализация информации»- увеличение степени направленности информации на социальную сферу;
2) «преодоление кризиса цивилизации»- создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом;
3) «снижение культурного уровня»- развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации;
4) «элитарное знание»- опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, «верхнем» общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.);
5) «изоляция индивида»- без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление;
6) «выравнивание иерархии власти»в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса;
7) государство - «надзиратель»- Левиафан, «помноженный» на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллек туального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей;
8) «повышение компетентности»и как альтернатива этому - «деквалификация».ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей;
9) «новые профессии и квалификации»и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры;
10) «национальная независимость»и, с другой стороны, «уязвимость».Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независим ости.
Общеизвестна роль таких факторов, как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «психологическая война», «пси-оружие», «утечка мозгов», «зомбирование» и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения.
Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов (например, в Указе Президента РФ «О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации»).
Вопросы и задания
1. Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.
2. Какие динамические процессы протекали в истории развития ЭВМ?
3. В чем состоит процесс информатизации общества?
4. Укажите основные составляющие процесса информатизации.
5. В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?
6. Расскажите о положительных и отрицательных последствиях информатизации общества.