Формулювання бажаного результату.
Формулювання результату.
Коротко сформулюйте результат, в який вилилася ситуація. При цьому уникайте різного роду узагальнень, типу завжди, ніколи, часто і т.п. Будьте максимально конкретні. Наприклад: «У п'ятницю ми посперечалися через те, хто забере дитину з садка», а не «Ми часто сваримося, коли мова йде про розподіл батьківських обов'язків». Уникайте також емоційних суджень: «У п'ятницю ми страшно образилися один на одного». Ваше резюме повинне бути приблизно таким: «Я закрилася у ванній і розридалася» або «Я пішов з квартири до одного». Не робіть порівнянь: не "він став гірше до мене ставитися», а «сьогодні він в перший раз він розізлився так, що замахнувся, щоб мене вдарити».
Формулювання бажаного результату.
Тепер сформулюйте той результат, до якого б ви хотіли прийти. Користуйтеся для цього правилами, викладеними в попередньому пункті: будьте максимально конкретні, об'єктивні, зафіксуйте результат у часі.
Важливо також перевірити те, наскільки реалістичні ваші очікування. Якщо вони мають на увазі, що:
• почуття іншої людини зміняться або зникнуть самі собою
• людина зробить щось, що для нього не характерно
• у людини з'являться якості, йому не властиві
• буде завдано якоїсь шкоди собі або іншому
то, такий результат можна віднести до нереалістичним.
6. Порівняння реального та очікуваного результату.
Зробити це вам допоможуть наступні питання:
• Ви змогли отримати те, що хотіли?
• Чим саме відрізняються реальний результат від бажаного
• Чому ви не отримали бажаний результат?
• Які ваші кроки і інтерпретації завадили цьому?
• Що можна було зробити по-іншому?
Техника ситуационного анализа:
1.Описание ситуации.
В начале нужно как можно подробнее описать ситуацию, в которой появилась проблема. Пользуйтесь не оценочными высказываниями, а теми, которые просто констатируют факт (он сказал, я ответила, он хлопнул дверью). Не нужно говорить чего-то вроде «он нагло посмотрел на меня» — это высказывание содержит вашу оценку и отношение к ситуации. Избегайте также интерпретаций поведения партнера по типу «он опустил глаза, значит, почувствовал себя виноватым (гад)» или «она смотрела так, как будто смеялась надо мной» или «он отвернулся от меня, показывая, что я ему безразлична». Помните, только констатация факта: он посмотрел на меня.
Обратите при этом внимание на моменты (слова и действия), которые обозначают начало ситуации и ее конец. Это будут точки входа и выхода из ситуации. Они особенно важны при анализе повторяющихся поведенческих алгоритмов. Далее последовательно запишите все шаги.
Я говорю запишите, поскольку именно фиксация на бумаге позволяет наиболее точно и полно отразить ситуацию, избегая разного рода искажений, двусмысленностей, недосказанности. А также помогает разделить разные этапы анализа, облегчая тем самым работу, делая ее более структурированной.
2. Интерпретации ситуации.
Вот теперь настало время ваших интерпретаций, т.е. понимания значения как ситуации в целом, так и отдельных ее элементов. Теперь ваша задача — понять, как вы можете расценить то или иное действие или бездействие, высказывание или жест партнера, что, на ваш взгляд, происходило в тот или иной момент. Старайтесь делать краткие формулировки, записывая их напротив каждого выделенного ранее шага. При этом сделайте по три интерпретации на каждый шаг. Не торопитесь, подумайте, а что бы еще это могло значить.
3. Описание своего поведения.
Опишите максимально подробно то, как вы сами вели себя в этой ситуации: позу, жесты, взгляд, интонацию, слова, выражение лица. Возможно, такое описание поможет вам занять позицию стороннего наблюдателя.
4.Формулировка результата.
Коротко сформулируйте результат, в который вылилась ситуация. При этом избегайте разного рода обобщений, типа всегда, никогда, часто и т.п. Будьте максимально конкретны. Например: «В пятницу мы поспорили из-за того, кто заберет ребенка из садика», а не «Мы часто ссоримся, когда речь идет о распределении родительских обязанностей». Избегайте также эмоциональных суждений: «В пятницу мы страшно обиделись друг на друга». Ваше резюме должно быть примерно таким: «Я заперлась в ванной и разрыдалась» или «Я ушел из квартиры к другу». Не делайте сравнений: не «он стал хуже ко мне относиться», а «сегодня он в первый раз он разозлился так, что замахнулся, чтобы меня ударить».
5. Формулировка желаемого результата.
Теперь сформулируйте тот результат, к которому бы вы хотели прийти. Пользуйтесь для этого правилами, изложенными в предыдущем пункте: будьте максимально конкретны, объективны, зафиксируйте результат во времени.
Важно также проверить то, насколько реалистичны ваши ожидания. Если они подразумевают, что:
· чувства другого человека изменятся или исчезнут сами собой
· человек сделает что-то, что для него не характерно
· у человека появятся качества, ему не свойственные
· будет нанесен какой-то вред себе или другому
то, такой результат можно отнести к нереалистичному.
6. Сравнение реального и ожидаемого результата.
Сделать это вам помогут следующие вопросы:
· Вы смогли получить то, что хотели?
· Чем именно отличаются реальный результат от желаемого
· Почему вы не получили желаемый результат?
· Какие ваши шаги и интерпретации помешали этому?
· Что можно было сделать по-другому?