Лингвистические аспекты развития творческих способностей
Современная когнитология утверждает, что развитие у человека способностей к абстрактному творческому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Не только способности человека к литературному творчеству или ораторскому искусству, но и его возможности к построению и логическому осмыслению научных гипотез, требуют достаточно свободного владения богатым языком, имеющим необходимые средства для адекватного представления многих абстрактных понятий, характеризующих различные свойства и процессы окружающего нас мира.
Необходимо также отметить, что от богатства того языка, на котором способен мыслить человек, существенным образом зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, тот «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но и теми языковыми средствами, при помощи которых этот образ формируется в процессе мышления. Поэтому глубокое изучение богатого языка, характерным примером которого является современный русский язык, — это не только важное условие интеллектуализации общества, но также и способ формирования в данном социуме адекватных представлений о глобальной картине мира, создание базы для продуктивной научной и творческой деятельности.
В связи с вышеизложенным может возникнуть вопрос о том, не подавляет ли глубокое изучение богатого иностранного языка способностей человека говорить и мыслить на своем родном этническом языке? Оказывается, что нет. Наоборот, как показывают результаты научных исследований в области интерлингвистики, изучение иностранного языка содействует повышению культуры родной речи, так как способствует более тонкому восприятию оттенков мысли на родном языке [101].
Таким образом, магистральное направление развития современного общества лежит не на пути лингвистической самоизоляции стран и их отдельных регионов от окружающего мира, а, наоборот, на пути создания благоприятных условий для непрерывного образования в области родного и иностранных языков.
Нам представляется, что в XXI веке каждый культурный человек должен достаточно свободно владеть тремя-четырьмя языками. Одним из них должен быть национальный государственный язык той страны, в которой постоянно проживает человек. Вторым должен быть «информационный» язык, т. е. тот язык на котором представлено наибольшее количество научно-технической, экономической, политической и другой информации. В настоящее время таким языком де-факто является английский.
Третьим языком должен быть достаточно богатый язык для научного и художественного творчества. Примерами таких языков являются русский язык и санскрит. Не вдаваясь далее в лингвистические тонкости данной проблемы, отметим лишь особую важность наличия в используемом для научного творчества языке развитых форм переходных глаголов и сослагательного наклонения, являющихся важными средствами для научного размышления и построения гипотез.
Четвертым необходимым языком для людей XXI века должен являться их родной этнический язык, который может не всегда совпадать с национальным государственным языком. Знание этого языка необходимо для того, чтобы сохранять и поддерживать свою этническую культуру, самобытность которой обогащает сокровищницу мировой культуры.
Таким образом, человек будущего должен стать полиглотом, свободно владеющим как минимум тремя-четырьмя языками. Какую же роль могут сыграть в формировании у людей таких знаний и навыков новые информационные технологии? Возможности эти поистине уникальны уже сегодня и обещают стать еще большими в будущем.
Характерными примерами таких технологий являются гипертекст и мультимедиа, на основе которых уже создаются и будут все шире использоваться в будущем проблемно-ориентированные обучающие системы для целей лингвистического образования.
Сочетание красочных цветных изображений, звуковой поддержки, а в необходимых случаях — и анимационных, мультипликационных и телевизионных клипов позволяет более эффективно использовать возможности ассоциативной памяти людей для запоминания ими новых слов, отрабатывать правильную артикуляцию при их произношении, подбирать необходимые синонимы и омонимы, повторять отдельные фрагменты фраз, текстов и т. п.
Новой и очень важной дидактической возможностью новых информационных технологий в системах компьютерного обучения и самообучения является возможность индивидуализации учебного процесса с учетом персональных особенностей обучаемых к восприятию и запоминанию новых слов, фраз и оборотов иностранной речи.
Так, например, опыт практического использования разработанной Л.А. Растригиным обучающей системы, в которой использован принцип кибернетического управления процессом накопления знаний в процессе обучения, показал ее высокую эффективность при изучении иностранных языков именно благодаря индивидуализации этого процесса [102].