Методы устранения механических повреждений на деталях
Механические повреждения устраняются сваркой, пайкой и склеиванием. Наиболее широко применяются электродуговая и газовая сварка. При ремонте деталей электродуговой сваркой происходят следующие явления: окисление основного металла и металла присадочного прутка; насыщение расплавленного металла азотом, а иногда и водородом; выгорание углерода и легко окисляющихся компонентов; объемные изменения детали. Для уменьшения этих явлений применяют электроды с обмазкой или создают защитную, нейтральную газовую среду.
Газовая ацетилено-кислородная сварка применяется при ремонте кузовов, металлических кабин, оперения, а также для заварки трещин в чугунных деталях.
Пайка (паяние) в авторемонтном производстве применяется при ремонте радиаторов, топливных баков топливопроводов, карбюрато-ров и других.
Паянием называют процесс получения неразъемного соединения металлов, находящихся в твердом состоянии, при помощи расплавленного (вспомогательного) металла или сплава, имеющего температуру плавления ниже, чем соединяемые металлы.
В паяемых конструкциях применяют стали всех типов, чугуны, никелевые сплавы (жаропрочные, жаростойкие, кислотостойкие), медь и ее сплавы, а также легкие сплавы на основе титана, алюминия, магния и бериллия. Ограниченное применение имеют сплавы на основе тугоплавких металлов: хрома, молибдена и вольфрама.
Для заделки трещин и восстановления отверстий в корпусных деталях применяются клеевые композиции на основе эпоксидных смол. Для склеивания различных материалов в авторемонтном производстве применяются клеи БФ-2, БФ-4, ВС-10Т, СП-2, 88 и другие.
Клеи БФ-2 и БФ-4 относятся к числу универсальных и приме-няются для склеивания металлов и пластмасс между собой и с дру-гими материалами (фрикционные накладки сцеплений и тормозов и т.п.).
Для защиты деталей автомобиля от разрушения из-за атмосферных воздействий и придания им декоративного вида применяют различные системы покрытий.
Система покрытий – это сочетание последовательно нанесенных слоев лакокрасочных материалов различного назначения. Необходимость применения системы покрытий вызвана невозможностью в одном материале сочетать многообразие свойств, какими должно обладать покрытие.
Основы технологии сборочных процессов при
Ремонте автомобилей
Понятие о конструктивно-сборочных элементах
Автомобиля
При проектировании технологических процессов сборки сборочные единицы разделяют по их сложности на единицы первого порядка, второго порядка и т.д. Более сложные сборочные единицы состоят из нескольких простых сборочных единиц, собранных при помощи соединительных деталей. Простые сборочные единицы состоят из соединенных отдельных деталей. Часть изделия, входящая непосредственно в него называется сборочной единицей; входящая в изделие в составе сборочный единицы – сборочной единицей 1-го порядка; входящая непосредственно в последнюю – сборочной единицей 2-го порядка.
Сборкой обеспечивается необходимая взаимосвязь отдельных деталей и сборочных единиц. Различают узловую и общую сборку. Процесс сборки составных частей изделия называется узловой сборкой, а процесс сборки непосредственно изделия – общей сборкой.
Структура технологического процесса сборки; стадии
Сборочного процесса
Сборку автомобиля расчленяют на узловую и общую. Начинают сборку с базовой детали, базового узла или агрегата в зависимости от того, что собирается – узел, агрегат или машина. Под базовым сборочным элементом понимают деталь (узел, агрегат), являющуюся исходной для начала процесса сборки. Узел – соединение базовой детали с несколькими деталями, которое может быть собрано обособлено от других деталей. Узел может быть собран из отдельных деталей и деталей, предварительно соединенных до постановки в узел. Например, в сборку узла поршень – шатун входит шатун с предварительно запрессованной втулкой. Поэтому помимо узловой сборки различают еще подсборку, т.е. простейшее соединение деталей, называемое «подузел».
Рисунок 2.5.1 - Технологическая схема общей сборки
Рисунок 2.5.2 - Технологическая схема узловой сборки
В результате соединения базового узла с несколькими узлами и деталями получаем агрегат. Базовый агрегат – рама с монтированны-
ми другими агрегатами, узлами и деталями – образует готовое изделие – автомобиль.
Для наглядного представления сборочного процесса составляют технологические схемы сборки.
Формы построения технологической схемы сборки, как и расчленение на сборочные элементы, зависят от конструкции изделия и оформляются различным образом.