Рекомендации по выбору транспортных средств
В условиях рынка каждый грузовладелец выбирает вид транспорта и транспортное средство по оперативному или экономическому критерию эффективности с учетом характера груза и характеристик вида транспорта, а также с учетом накопленного ранее практического опыта.
Оперативный критерий эффективности чаще всего отражает сроки доставки груза и нередко приходит в противоречие с экономическим критерием, под которым обычно понимается достижение минимальных издержек на товародвижение.
Поиск компромисса при выборе достаточно сложный творческий процесс. Вместе с тем он основан на сравнении производственных свойств различных видов транспорта (Табл. 10.3) с особенностями конкретного груза, что позволяет получать обобщенные рекомендации по выбору видов транспорта и транспортных средств.
Основными производственными свойствами магистральных видов транспорта принято считать: скорость доставки, себестоимость услуг, частота отправок, маневренность, универсальность, надежность работы. Сравнительную оценку свойств обычно проводится в баллах от одного до пяти. Сравнение производственных свойств магистральных видов транспорта показала, что наибольшую скорость доставки грузов обеспечивает воздушный транспорт (самолеты и вертолеты), но в то же время он является самым дорогостоящим по сравнению с другими видами транспорта.
Таблица 10.3.
Сравнительная характеристика свойств транспорта (место в баллах)
Свойства | Железно-дорожный | Водный | Автомо-бильный | Трубопро-водный | Воз-душный |
1. Скорость доставки. 2. Себестоимость услуг. 3. Частота отправок. 4. Маневренность. 5. Универсальность. 6. Надежность работы. |
По себестоимости услуг лидирующее положение занимают водный (морской и речной), а также трубопроводный транспорт. До недавнего времени самым экономичным считался трубопроводный транспорт, однако расширение судового состава водного транспорта за счет ввода в эксплуатацию огромных океанских танкеров и судов типа «река – море» позволили водному транспорту занять первое место по экономичности услуг.
Водный и трубопроводный виды транспорта как самые экономичные заметно уступают другим видам по скорости доставки. Это оказывает существенное влияние на выбор приоритетов при перевозках различных грузов.
Наибольшую частоту отправок и маневренность обеспечивает автомобильный транспорт, а наиболее медлительным показал себя водный, особенно морской транспорт.
Недостаточная маневренность характерна водному, особенно речному транспорту, а также магистральным трубопроводам. Сфера применения речного транспорта в России ограничивается преимущественным направлением течения рек с юга на север и с севера на юг, в то время как грузопотоки направлены с запада на восток и с востока на запад. К тому же наша страна северная и навигационный период, особенно на реках Сибири ограничен несколькими месяцами в году.
Недостаточная маневренность трубопроводного транспорта вполне устранима, так как сеть магистральных трубопроводов быстро растет. Через некоторое время на достаточно заселенной европейской части территории страны будет создана плотная сеть заглубленных трубопроводов с подземными складами, которая образует автоматизированную трубопроводно-складскую систему, подобную Западной Европе и США.
Высокая степень универсальности присуща водному и железнодорожному транспорту, в которых сохраняются преимущественно транспортные средства общего пользования, пригодные для перевозки любых грузов. Уступает им по признаку универсальности автомобильный транспорт, который в последние десятилетия все более оснащается специализированным подвижным составом, предназначенным только для доставки определенного груза.
Низкий уровень универсальности характерен магистральным трубопроводам, которые предназначены только для перекачки одного сорта наливных грузов. Возможно в будущем положение может измениться с разработкой «всеядных» двигателей внутреннего сгорания или же с изобретением совершенно новых видов универсального топлива.
Высокая надежность работы трубопроводного транспорта обусловлена созданием дублирующих или обходных сетей при авариях на основной магистрали, а также перспективами создания заглубленной трубопроводно-складской системы.
Недостаточная надежность работы воздушного транспорта обусловлена его зависимостью от погодных условий, слабо развитой аэродромной сети, высокой степенью износа воздушных судов. Надежность водного транспорта на территории России ограничивает дефицит незамерзающих портов.
Обзор сильных и слабых сторон магистральных видов транспорта позволяет сформулировать рекомендации по рациональным сферам их применения.
1. Массовые перевозки грузов на большие расстояния в условиях России целесообразно осуществлять железнодорожным и водным (морским и речным) транспортом, в том числе и по северному морскому пути.
Перевозки грузов в международном сообщении преимущественно осуществляются морским транспортом.
2. Жидкие и газообразные грузы целесообразно перекачивать по магистральным трубопроводам, включая нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы.
3. Воздушный транспорт (самолеты и вертолеты) целесообразно использовать для перевозки пассажиров и их багажа, а также для доставки скоропортящихся и особо ценных грузов.
4. Автомобильный транспорт является незаменимым как связующий между другими видами транспорта, а также эффективен при перевозках на короткие расстояния до 500 км, а при эпизодических перевозках до 2500 км.
Вопросы для проверки знаний:
1. Задачи транспорта в системе логистики и содержание цикла работ в процессе перевозок.
2. Способы перевозок грузов и их характеристика.
3. Основные процедуры транспортно-экспедиторского обслуживания.
4. Приемосдаточные операции, выполняемые экспедитором.
5. Страхование грузов при их транспортировке.
6. Сервисные услуги экспедитора.
7. Преимущества и недостатки магистральных видов транспорта.
8. Специальные виды транспорта.
9. Сравнительная характеристика магистральных видов транспорта в бальной системе.
10. Рекомендации по рациональным сферам применения магистральных видов транспорта.