Приводится пример расчета.
Рассмотрим один из возможных вариантов определения конкурентоспособности такого популярного товара, как чай. Учитывая, что при определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки, остановимся на этих показателях.
В качестве объектов исследования возьмем 5 образцов чая: Pickwick (Индия), Dilmah (Цейлон), Lipton (Индия), Milford (Индия), Юаньский (Китай).
В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка) оценивают по 10-балльной шкале. Но для чая есть своя специфика. 10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая «Уникум». «Уникум» - это, образно говоря, идеал, цель, к которой нужно стремиться. Такого сверхкачественного чая производится лишь около 100 кг в год. Остальные чаи получают гораздо меньшее количество баллов. Так, краснодарский и грузинский чаи могут получить по этой шкале максимально до 5-5,5 баллов. Лучшие импортные сорта – до 7 и очень редко до 8-ми баллов.
Но можно использовать и другую, более простую шкалу балльной оценки, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и, соответственно, максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20.
Допустим, результаты балльной оценки исследуемых образцов чая оказались следующими (табл. 7):
Таблица 7 - Результаты бальной оценки исследуемых образцов чая
ИССЛЕДУЕМЫЕ МАРКИ ЧАЯ | |||||
Показатели * | Pickwick | Dilmah | Lipton | Milford | Юаньский |
Аромат и вкус | |||||
Настой | |||||
Цвет разваренного листа | |||||
Внешний вид чая (уборка) | |||||
Сумма баллов |
*Показатели взяты из ГОСТа 1938-90 «Чай черный байховый фасованный»
Как видно из таблицы 7, лучшим по качеству является чай Lipton (20 баллов). Несколько уступает ему чай Dilmah и средним по качеству являются чаи Pickwick, Milford и Юаньский. Исходя из полученных результатов, для расчета единичных показателей конкурентоспособности по техническим параметрам (в нашем случае это потребительские свойства) за базу сравнения, т.е. товар – образец, следует взять чай Lipton. Тогда единичные показатели конкурентоспособности будут следующими (табл. 8).
Таблица 8 - Единичные показатели конкурентоспособности по потребительским свойствам (органолептическим) исследуемых марок чая (%)
ИССЛЕДУЕМЫЕ МАРКИ ЧАЯ | |||||
Показатели | Pickwick | Dilmah | Lipton | Milford | Юаньский |
Аромат и вкус | |||||
Настой | |||||
Цвет разваренного листа | |||||
Внешний вид чая (уборка) |
На базе единичных показателей найдем групповые показатели конкурентоспособности.
Примем, что коэффициенты весомости для показателей, характеризующих органолептические свойства чая, распределяются следующим образом:
Аромат и вкус – 0,5
Настой – 0,2
Цвет разваренного листа – 0,1
Внешний вид (уборка) – 0,2
Тогда групповые показатели по потребительским параметрам (органолептическим показателям) составят (%):
Для чая
Pickwick (60*0,5+80*0,2+80*0,1+60*0,2) = 66
Dilmah (80*0,5+80*0,2+100*0,1+100*0,2) = 86
Milford (60*0,5+80*0,2+80*0,1+80*0,2) = 70
Юаньский (60*0,5+80*0,2+80*0,1+80*0,2) = 70
Два последних образца (Milford и Юаньский) имеют одинаковые групповые показатели, тогда как по результатам балльной оценки показатели чая Milford несколько лучше (15 и 13 соответственно).
Однако полученные нами единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможность оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели для анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Указанное сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом по отношению к конкретной потребности.
Сравнить можно разные образцы. Если рассчитать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Lipton, то мы получим следующие результаты:
Pickwick – 0,66
Dilmah – 0,86
Milford – 0,7
Юаньский – 0,8
Если же рассчитывать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Dilmah, то мы результаты будут иными:
Pickwick – 0,76
Lipton – 1,16
Milford – 0,8
Юаньский – 0,8
Т.е. уровень конкурентоспособности рассчитывается в зависимости от поставленной задачи, а именно – какие товары нужно сравнивать между собой.
В приведенном примере рассмотрен простейший вариант определения уровня конкурентоспособности по потребительским показателям (точнее, по органолептическим) без учета экономических показателей. Однако, с учетом цены товара результаты могут измениться, так как на конкурентоспособность влияет платежеспособный спрос населения.