Стоимости, указанные в стандартах оценки-

Ниже приведены виды стоимости, которые определены в «Стандартах

оценки» в пункте 4.

Рыночная стоимость- определена в ст.З Закона « Об оценочной деятельности» следующим образом: "...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой

информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая
сторона не обязана принимать исполнение;

— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в
своих интересах;

— объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной
оферты;

— цена сделкипредставляет собой разумное вознаграждение за объект
оценки;

— принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-
либо стороны не было;

— платеж за объект оценки выражен в денежной форме".

В ст.7 Закона «Об оценочной деятельности» установлено следующее правило для определения вида стоимости, "по умолчанию":

«В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта».

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренныхнастоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов,определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость»и других."

«Стандартами оценки» в пункте 4 определены следующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости:

«а) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком- стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

б) стоимость воспроизводства объекта оценки- сумма затрат в
рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание
объекта, идентичногообъекту оценки, с применением идентичных
материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

в) стоимость замещения объекта оценки- сумма затрат на создание
объекта, аналогичногообъекту оценки, в рыночных ценах, существующих на
дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

г) стоимость объекта оценки при существующем использовании-
стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и
цели его использования;

д) инвестиционная стоимость объекта оценки- стоимость объекта
оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при
заданных инвестиционных целях;

е) стоимость объекта оценки для целей налогообложения- стоимость
объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и
рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов
(в том числе инвентаризационная стоимость);

ж) ликвидационная стоимость объекта оценки- стоимость объекта
оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше
обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

з) утилизационная стоимость объекта оценки- стоимость объекта
оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя
включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

и) специальная стоимость объекта оценки- стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включённые в понятия рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.»

Специальные стоимости.

Ниже перечислены некоторые специальные стоимости объекта оценки,которые определены в настоящем «Методическом руководстве».

Стоимость ремонта(включая страховые случаи по ОСГО) - стоимость услугипо устранению дефектов, повреждений АМТС. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно пункту 2 ст. 15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо произвело либо должно будет произвести для восстановления АМТС в размере нарушенного права. В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):

• расходы на материалы и запасные части необходимые для ремонта;

• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых
затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом
(суммарная стоимость нормо-часов).

Расходы на ремонт рассчитываются по рыночнымценам, сложившимся в регионе. Материальный ущерб- часть стоимости ремонта, включающая:

• расходы на материалы, необходимые для ремонта;

• стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их
износа;

• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых
затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом

(суммарная стоимость нормо-часов).

Восстановительные расходы,которые, согласно п.63 «ПравилаОСГО», рассчитываются при установлении размера страховой выплаты в рамках ОСГО - величина затрат, необходимых для приведения АМТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.

Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних цен,сложившихся в соответствующем регионе.

При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатови деталей, ИСПОЛЬЗУЕМЫХпри восстановительных работах.

В восстановительные расходы, согласно п.64 «Правила ОСГО», включаются:

• расходы на материалы и запасные части необходимые для ремонта
(восстановления);

• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых
затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом
(суммарная стоимость нормо-часов).

К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы,вызванные улучшением и модернизацией имущества (АМТС), и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Утрата товарной стоимости (УТС)- снижение рыночной стоимости АМТС из-за того, что оно имело аварийные повреждения (впоследствии устраненные). Объясняется тем, что покупатель всегда отдает предпочтение безаварийным АМТС.

Согласно Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.: «...Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относитсяк реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации...».

Стоимость годных остатков- рыночная стоимость аварийного АМТС, не подлежащего ремонту (восстановлению). Стоимость годных остатков не должна быть меньше утилизационной стоимости.

Балансовая стоимость- полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.

5.1.7.Применяемые стандарты, подходы, методы. Подход к оценке- общепринятые аналитические методологии, имеющие широкое распространение, а также способ расчета стоимости, при котором используется один или большее число методов оценки.

Согласно ст.11 Закона «Об оценочной деятельности»: «...В отчёте в обязательном порядке указываются ... используемые стандарты оценки...».

Согласно ст.20 Закона «Об оценочной деятельности»: «Стандарты оценки,обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ...».

Согласно п.18 «Стандартов оценки»: «Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходык оценке».

Подходы к оценке определены в п.5 «Стандартов оценки» следующим образом:

• «затратный подход- совокупность методов оценки стоимости
объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых
для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его
износа;

• сравнительный подход- совокупность методов оценки стоимости
объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с
аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация
о ценах сделок с ними;

• доходный подход- совокупность методов оценки стоимости объекта
оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта
оценки».

Согласно п.6 «Стандартов оценки»: «Метод оценки- способ (конкретный путь) расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке».

Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» предписано: «Возложить на Министерство имущественных отношений РФ разработку и утверждение методических рекомендацийпо оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке».

В соответствии со ст. 14 Закона «Об оценочной деятельности»: «Оценщик имеет право: применять самостоятельно методыпроведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки...».

Согласно п.18 «Стандартов оценки»: «Оценщик вправе самостоятельно определятьв рамках каждого из подходов к оценке конкретные методыпроведения оценки».

При выборе методики (метода) оценки должно отдаваться предпочтение наиболее распространенным, научно состоятельным методикам принятым в обычае делового оборота.

Ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота следующим образом. «Обычаем делового оборотапризнается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость и; в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами),которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.

При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами(принципами):

- принцип полезности:рыночную стоимость имеют объекты оценки,
способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение
определенного периода времени;

- принцип спроса и предложения:рыночная стоимость объекта оценки
зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции
продавцов ипокупателей;

- принцип замещения:рыночная стоимость объекта оценки не может
превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта
эквивалентной полезности;

- принцип изменения:рыночная стоимость объекта оценки изменяется
во времени и определяется на конкретную дату;

- принцип внешнего влияния:рыночная стоимость объекта оценки
зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования,
например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры,
международного и национального законодательства, политикой государства в
области автомототранспортных средств, возможностью и степенью правовой
защиты и других;

- принцип ожидания:рыночная стоимость объекта оценки зависит от
ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов
(выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при
наиболее эффективном его использовании; этот принцип обязательно
учитывается на стадии проектирования.

Согласно п. 15 «Об организации экспертизы»: «Экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, ...утверждаемымисовместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел».

Наши рекомендации