ОНР IV уровня речевого развития

ОНР III уровня речевого развития

Характерна сформированность фразовой речи. В ней присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Ребенок не дифференцирует в произношении свистящие и шипящие, аффрикаты, соноры. Один звук заменяет одновременно два или несколько звуков этой же или близкой фонетической группы. (Ребенок произносит сюба, сяйник) Наряду с неумением дифференцировать тонкие тонкие дифференцировки ребенок заменяет звуки близкие артикуляторно, чаще на артикуляторно более простые звуки (в отдельных словах верно, а в предложении, тексте – заменяет). Отмечается закономерность: за логопедом ребенок может повторить трех - четырехсложные слова, в предложении и тексте искажает, пропускает звуки при стечении согласных, добавляет или переставляет отдельные звуки.

Речь относительно развернута. Но ребенок неточно употребляет многие лексические значения. (сапоги – обувь, туфли, ботинки) У ребенка преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, которые обозначают качества, признаки, состояния предметов и которые были бы выражены в прилагательных и наречиях.

В школе ребенок с трудом подбирает родственные слова для проверки безударной гласной. У него на недостаточно высоком уровне сформированы операции словоизменения или словообразования. Чаще всего ребенок заменяет названия частей предметов целым предметом. В свободной речи он использует распространенные предложения. Очень редко встречаются сложные предложения.

В Устной речи и письменной речи присутствуют аграмматизмы: при согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; при согласовании существительных и местоимений; ошибается при использовании предлогов (на, над, за, перед, из-под, с). В самостоятельной речи практически отсутствуют сложные предложения. Понимание обращенной речи приближается к норме, но отмечаются недостатки при понимании значения слов, которые выражены приставкой или суффиксом. Ребенок не дифференцирует предметы большого или маленького размера, выраженные с помощью суффикса. Не выделяет суффикс со значением увеличения (зуб-зубище). Ребенок затрудняется при выделении морфологических элементов, которые обозначают род и число.

С трудом могут подобрать слова, заканчивающиеся на –тон (бутон), -то (пальто), -та.

Дети с ошибками понимают логико-грамматические конструкции, которые выделяют причинные связи (кто выше?); с трудом передают слова, отражающие семейные связи (брат, сестра…); с трудом устанавливают временные отношения, с трудом обозначают пространственные отношения с помощью предлогов и предложно-падежных конструкций.

Особую трудность для детей составляет усвоение письменной речи.

ОНР IV уровня речевого развития

Был выявлен благодаря проведенному множественному исследованию детей 6-7 лет (дошкольников). У них были выявлены неярко выраженные фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки, а также недостатки связной речи. Нарушения выявились только в сенсобилизирующих условиях предъявления речевого материала (работа с 1 ребенком, ребенок выполнял специально подобранные задания). Т.Б.Филичева отметила, что у детей данной категории нет грубых нарушений звукопроизношения. Имеет место недостаточно четкая дифференциация звуков Рь-Ль , Ль-Рь-j, ч-щ-ш, ть-ц, с-сь и др.

Отмечаются недостатки звукослоговой структуры слов. Предъявленные слова дети понимают, но не удерживают данный фонематический образ. Поэтому страдает звуконаполн-ть слов в виде следующих недостатков:

-персеверации

-перестановки (патрной – портной)

при стечении согласных пропуски (Качих кет кань)

-замена слогов (кабуетка)

-пропуски слогов

-редко используются сложные по структуре слова

Речь характеризуется вялостью, малой выразительностью, вялой артикуляцией, трудностями акцентуации, нечеткой дикцией, которая проявляется в общей смазанности речи.

Несформированность звукослоговой структуры слова (по мнению Филичевой), смешения и замены звуков, свидетельствуют о недостатках дифференциации звуков, что отражает неавтоматизированность операций фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематической стороны имеются недостатки смысловой стороны речи. При достаточно широком предметном словаре ребенок не знает названия отдельных животных или птиц, растений, профессий, частей тела.

Отвечая на вопросы они смешивают родовые понятия (деревья- березки, елки, лес). При обозначении предметов и признаков используют типовые и сходные значения (прямоугольник – квадрат, пробежал – бежал).

Лексические ошибки: замена слов, близких по значению (чистит метлой – подметает). Неточно употребляют или смешивают признаки (смелый - быстрый). При определенном запасе слов, обозначающих профессии, ошибаются при обозначении слов мужского и женского рода. Дети используют собств. образованные операции, несвойственные русскому языку. Значительные трудности возникают при образовании слов значением увеличения (домище – большой дом, домуще).

Ошибки:

-использование существительных с уменьшительно –ласкательным значением (гнездко- гнездышко)

-существительных с суффиксом циничности (чайка – чаинка)

-сложные слова

-затрудняются при образовании малознакомых слов (ледка, пчельник).

Достаточно сформированы лексические средства языка и умение устанавливать системные связи. Они легко подбирают антонимы к хорошо знакомым словам, обозначают пространственные отношения (близко-далеко), а также дают оценку (хороший -плохой). Но возникают трудности при подборе антонимов с абстрактным значением (бег -хождение, жадность - ….)

Чаще всего ребенок к исходному слову прибавляет частицу НЕ вместо антонима, а иногда несвойственный нормам русского языка (передняя дверь – задок).

Дети с трудом дифференцируют глаголы с приставками ОТ-, ВЫ-, подбирают слова, не являющиеся синонимами.

Неправильно устанавливают грамматические отношения при употреблении существительных Р.П. и В.П. множественного числа (медведев, воронов).

Ошибки в согласовании существительных с прилагательными, если в одном предложении встречаются существительные и ж.р. и м.р.

Ошибки в согласовании существительных с числительными (за двумями котиками)

Отмечаются недостатки, выраженные в различной степени лексико-грамматических форм. Носят непостоянный характер. Дети могут самостоятельно найти правильную и неправильную грамматическую форму, а могут не выявить этого. У одних детей такие недостатки носят устойчивый характер; отмечаются ошибки формообразования и словообразования.

В других случаях дети ошибаются очень редко. Большинство детей с трудом составляют предложения, которые предполагают подчинение или распространение однородными членами предложения. Дети либо пропускают союзы (если, чтобы), заменяют их (побежал куда сидел щенок), инверсии (все увидели долго искали которого котенка).

Ошибки на уровне связного текста:

1)в беседе при составлении рассказа по заданной теме, по картине, серии сюжетных картинок, нарушается логичность, цельность, застревания на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов.

2)у детей в рассказах о своей жизни на свободную тему с элементами творчества присутствуют малоинформативные предложения.

3)трудности планирования своих высказываний.

4)с трудом подбирают соответствующие языковые средства.

Таким образом, выделение детей с учетом уровня речевого развития позволяет определить степень сформированности речевых средств, а также дальнейшее планирование логопедических занятий. Технология логопедической работы также зависит от имеющихся в структуре дефекта других нарушений: дислалии, дизартрии, ринолалии.

Наши рекомендации