Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государст­венными учреждениями (далее — органы государственного контроля (надзора)), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возла­гаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.

3. Положения настоящего Федерального закона не применяют­ся к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля;

банковского и страхового надзора, а также других видов специ­ального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств че­рез Государственную границу Российской Федерации, а также в стацио­нарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

государственного контроля (надзора) администрациями мор­ских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обес­печения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте; таможенного контроля; иммиграционного контроля; лицензионного контроля;

контроля безопасности при использовании атомной энергии; контроля за обеспечением защиты государственной тайны; санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ве­теринарного контроля в пунктах перехода Государственной грани­цы Российской Федерации;

контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Прави­тельством Российской Федерации;

оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предваритель­ного следствия, прокурорского надзора и правосудия; государственного метрологического контроля (надзора). 4. Настоящим Федеральным законом устанавливаются: порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляе­мых органами государственного контроля (надзора);

права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по за­щите их прав и законных интересов; обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

5. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Фе­деральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются еле-дующие основные понятия:

государственный контроль (надзор) — проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также — обязательные требования); мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю;

саморегулируемая организация — некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.

Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации; открытость и доступность для юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавли­вающих обязательные требования, выполнение которых проверя­ется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными зако­нами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовы­ми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными долж­ностными лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами государ­ственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих по­рядок проведения мероприятий по контролю, установленный на­стоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; признание в порядке, установленном федеральным законода­тельством, недействующими (полностью или частично) норматив­ных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответству­ют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного кон­троля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя

обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзо­ра) и их должностных лиц при проведении государственного кон­троля (надзора) за нарушение законодательства Российской Фе­дерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных тре­бований;

недопустимость непосредственного получения органами госу­дарственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в том числе относятся:

разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);

организация государственного контроля (надзора) на территории Российской Федерации, проводимого федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора);

координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации в соответствующей сфере контроля;

обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации;

осуществление других полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Определение органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, уполномоченных на проведение государствен­ного контроля (надзора), установление их организационной струк­туры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществля­ются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области защиты прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государственно­го контроля (надзора) в том числе относятся:

реализация единой государственной политики и соблюдение федерального законодательства в области защиты прав юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении го­сударственного контроля (надзора) на территории субъекта Рос­сийской Федерации;

организация государственного контроля (надзора) на террито­рии субъекта Российской Федерации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведе­ние государственного контроля (надзора).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госу­дарственного контроля (надзора).

Наши рекомендации