Нетто-расчеты и их автоматизация

Расчеты на чистой, или нетто-основе не предполагают перевод средств и строятся на разнообразных формах зачета, клиринга. Преимуществом таких расчетов являются существенно меньшие требо­вания к ликвидности их участников, упрощение процедур обмена платежами и возможность организации заданного уровня качества и на­дежности, а также их варьирования (участники могут использовать меха­низмы защиты информации и телекоммуникационные средства, исходя из заданного уровня издержек). Такие расчеты почти всегда приносят экономический эффект от сокращения операционных издержек и требуемых для расчета сумм.

Недостатком технологии клиринга, в зависимости от особенностей орга­низации расчетов может являться невысокая скорость осуществления платежей, в том числе в режиме реального времени, а также наличие специализирован­ных рисков, таких, как риск урегулирования (невозможность оплаты сальдо зачета) и связанный с ним системный риск цепной реакции всех участни­ков на неплатежеспособность одного или нескольких участников клиринга, когда банки не только могут не осуществить платежи, но и сами стать неплатежеспособными.

Нетто-расчеты также как и брутто-расчеты могут осуществляться:

- в рамках многофилиального банка, когда выполнение взаимозачета берет на себя главный офис;

- в виде межбанковских расчетов, для которых используется либо через счета ЛОРО и НОСТРО, либо через специально создаваемые клиринговые учреждения.

В случае если клиенты имеют счета в филиалах одного банка, то расчеты между филиалами осуществляются через центральный офис, который берет на себя функции учреждения, в котором происходит прямой перевод средств между счетами участников, в данном случае филиалов.

До кризиса 1998 года развитием филиальной сети занималось боль­шое количество банков. В том числе и с целью развития платежной сис­темы банка, ее географического расширения. Но текущая ситуация дик­тует уже новые условия, в которых открытие филиалов, особенно как эле­мент системы развития расчетов, зачастую не оправдан, так как связан с высокими издержками и снижением контролируемости и управляемости банка в целом. Банки стремятся проводить оперативную оценку рента­бельности филиалов и сокращать их количество. Что касается филиалов внутри одного города, то можно наблюдать явную тенденцию к переводу их в разряд отделений. Поэтому на сегодняшний день развитая филиаль­ная сеть существует и расширяется только у крупнейших банков общена­ционального значения. В настоящее время путь развития платежной сис­темы через расширение филиальной сети используется именно такими банками.

Рассмотрим подробнее систему межфилиальных расчетов. Одной из ее особенностей, имеющих большое значение с точки зрения развития платежной системы в целом, является наличие в ней существенных ре­зервов для оптимизации. Связано это с высокой гибкостью технологии организации таких расчетов и практически неограниченными возможно­стями в использовании современных информационных и телекоммуни­кационных средств. Именно на этих направлениях и сосредоточивается внимание банков.

Известно немало технологий организации межфилиальных расчетов внутри одного банка. Перечислим основные из них:

• технология, построенная на работе через единый корреспондентский счет в головном банке. Филиалы имеют свои счета только в головном банке;

• самостоятельная работа филиалов через собственные корреспондент­ские счета в Банке России или других расчетных центрах;

• совмещенные формы работы, построенные на основе определенных правил использования собственных корреспондентских счетов и сче­тов головного банка;

• клиринговая технология системы межфилиальных расчетов (на ос­нове взаимозачета требований и обязательств) по одной из моделей клиринга (как с предварительным депонированием средств, так и без него, а также другие, более сложные модели).

Выбор той или иной технологии и ее соответствие реальным требова­ниям и условиям функционирования банка существенно влияет на со­стояние системы расчетов. Так, при наличии высокой доли внутренних платежей оправдано построение на основе филиальной сети клиринго­вого центра. Для усиления централизации и контролируемости процес­сов используется организация работы через единый корреспондентский счет. Разумеется, что технология работы зависит от возможностей теле­коммуникаций и информационных систем.

Существует также и проблема организации внутрибанковских расче­тов. Требуют оптимизации и содержат для нее резервы платежи между клиентами банка в рамках одного, например головного офиса, расчеты между подразделениями.

Использование современных информационных систем позволяет вес­ти расчеты практически полностью в режиме реального времени, достигая при этом высокой безопасности и защиты информации. Это также может реализовываться по совершенно разным технологиям, совершенствование которых практически бесконечный процесс, ограниченный только собст­венной экономической эффективностью. Основные схемы используют тех­нологию распределенных баз данных, технологию работы через удаленные рабочие места, технологию полной или частичной репликации данных.

Все сказанное выше имеет отношение и к разнообразным собствен­ным расчетным системам. Они могут строиться на базе развитой фили­альной сети банка и корреспондентских связей одновременно, функцио­нировать по собственным детально проработанным технологиям и на ос­нове единых комплексов программно-технических и телекоммуникацион­ных средств. В настоящее время такие расчетные системы не очень рас­пространены, так как и качество, и скорость расчетов в системе Банка Рос­сии находятся на относительно высоком уровне и способны выдержать конкуренцию.

Каждый банк после проработки своей системы организации меж­банковских платежей (выработки наиболее удобных ему и его клиентам форм и методов проведения платежей) и после построения такой сис­темы (открытия корреспондентских счетов в других банках или клирин­говых учреждениях и организации филиальной сети) приступает к ре­шению еще одной наиважнейшей проблемы. Ее суть состоит в опреде­лении количества ресурсов, которые банк будет держать на своих корреспондентских счетах, и распределении этих ресурсов между со­вокупностью его корсчетов. Рассмотрим основные рекомендации по осу­ществлению такой работы.

С точки зрения определения суммы ресурсов банк решает, как прави­ло, следующие задачи:

• определение минимального количества средств, достаточных для осуществления текущих платежей (многие банки совершенно спра­ведливо стремятся доводить этот минимум до нуля, так как остатки по корсчетам практически не приносят дохода);

• определение максимальной суммы средств, подлежащих хранению на корреспондентских счетах, сверх которой банк будет иметь ощутимые потери в доходности своих активов;

• определение оптимального количества средств, подлежащих хране­нию на его корсчетах. Именно это количество ресурсов банка будет оставаться на его корсчетах при нормальной ситуации. Определение этих трех параметров сводит задачу управления на дан­ном этапе к поддержанию остатков корсчетов в соответствии со значе­ниями третьего показателя, а также недопущению при нехватке средств значений остатков менее первого параметра, или более второго при их временном избытке.

Вторая и несравненно более сложная задача сводится к распределе­нию этих выделенных ресурсов по корреспондентским счетам, участвую­щим в системе межбанковских расчетов.

Не существует теоретического решения этой проблемы, а также како­го-либо универсального решения, которое подходило бы для всех бан­ков. Решение этого вопроса строго индивидуально. Можно лишь обозначить некоторые направления, в которых, как правило, ведется решение этой проблемы.

Во-первых, целесообразно провести небольшое статистическое ис­следование для определения средних объемов потоков платежей (для каждого направления).Во-вторых, как правило, строится модель, рассмат­ривающая возможные дублирующие варианты проведения платежей, (например, когда конкретный платеж в регион может осуществиться через банк-корреспондент в этом регионе или клиринговый центр). В-третьих, все варианты платежей рассматриваются с точки зрения экономической эффективности распределения ресурсов по корреспон­дентским счетам, наиболее выгодным для банка в плане хранения ре­сурсов (на остатки средств в разных банках начисляются разные про­центы).

На основании всех перечисленных фактов и производится распреде­ление выделенного количества ресурсов в установленном соотношении между корсчетами и последующее поддержание этой суммы и соотно­шения. Решение перечисленных задач должно строиться на основе по­стоянного прогноза остатков по корсчетам и с учетом их изменения. По­стоянный контроль за состоянием корсчетов и управление распределе­нием ресурсов на них позволяют достичь определенного экономического эффекта.

Следует отметить, что для быстрого пополнения средств на коррес­пондентских счетах, в случае их резкой нехватки, целесообразно наличие специального резерва в высоколиквидных активах.

Таким образом, платежная система содержит также существенные ре­зервы для оптимизации, и работа в ней особенно важна, поскольку оцен­ка банка клиентами во многом зависит именно от скорости и качества осуществления платежей.

Межбанковские брутто-расчеты возникают в том случае, если клиенты имеют счета в разных банках и переводят средства либо через счета НОСТРО (или ЛОРО), либо через расчетный центр.

При первом способе расчетов банки открывают свои корсчета не в Банке России (расчеты через РКЦ), а в других коммерческих банка. Корсчет открытый в банке корреспонденте называют счетом «Ностро». Корсчет открытый банком корреспондентом в нашем банке называют счетом «Лоро».

Для проведения взаимных расчетом с использованием корсчетов банки должны располагать значительными объемами временно свободными, реальными собственными ресурсами, либо оперативно привлекать их для поддержания стабильного уровня ликвидности. Как правило, приходится поддерживать неснижаемые остатки на счетах «Ностро» в банках-корреспондентах. В другой стороны, открытие в банке счетов «Лоро» увеличивает его ресурсную базу.

Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного банка в другом банке определяется по взаимным соглашением между ними.

Нетто-расчеты также как и брутто расчеты могут осуществляться:

- в рамках многофилиального банка, когда выполнение взаимозачета берет на себя главный офис;

- в виде межбанковских расчетов, для которых используется либо через счета ЛОРО и НОСТРО, либо специально создаваемые клиринговые учреждения.

Клиринг построен на взаимозачете встреч­ных требований и обязательств. В ходе межбанковского клиринга обеспечивается рациональный платежный оборот, при этом гарантии платежей увеличиваются, риски минимизируются, а операционные расходы банка сокращаются. В зависимости от географии межбанковский клиринг делится (см. рис.2) на региональный - между банками какого-либо региона не обязательно административного (либо между банками определенной банковской группы) и внутрибанковский - между филиалами одного банка, а также общегосударственный (национальный) - в пределах всей страны, глобальный клиринг коммерческих банков и межгосударственный клиринг.

При внутрибанковском клиринге расчеты между отделениями (филиалами) осуществляются через клиринговый отдел головной конторы банка.

Для автоматизации этого процесса используются ИТ типа Transaction processing system, например "машина проводок".

Обеспечивается в рамках клиринговой системы защищенность банковской информации и безопасность платежей на основе минимизации используемой информации и применения финансовых инструментов.

Постепенно клиринговые системы как финансовые учреждения расширяют спектр услуг обычного взаимозачета в направлении услуг финансовых.

Межбанковский клиринг используется во всех странах с развитой банковской инфраструктурой и представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. При этом оперативность клиринга в связи с повсеместным использованием для его реализации ИТ, зависит от развитости электронных инфраструктур: глобальных и локальных вычислительных сетей; развитости системы автоматизированных расчетных центров.

Нетто-расчеты и их автоматизация - student2.ru

Рис.2 Классификация клиринга

Клиринговые расчеты в том виде, в каком это понятие существует сейчас, возникли относительно недавно. Это стало возможным благодаря развитию новых информационных технологий и активному их внедрению в банковскую деятельность. Тогда как идея клиринга, как ликвидации взаимных требований группы организаций путем их взаимозачета, возникла очень давно. Клиринг представляет собой эффективную технологию организации расчетов в хозяйственной деятельности даже в случае, когда доля встречных требований относительно не велика. Организация эффективной работы клиринговой расчетной системы даже с небольшим числом участников расчетов ручным способом – практически невыполнимая задача. В банковской сфере, учитывая огромное количество клиентов, участвующих в расчетах, применение клиринговых расчетов стало возможным только с широким внедрением информационных технологий.

Клиринг как система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств, проводится в соответствии с требованиями, установленными Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Клиринг может осуществляться как через банки, так и через специально созданные для этого дома, расчетные палаты или клиринговые центры. Право на осуществление клиринговой деятельности предоставляется специальной лицензией, выдаваемой Центральным Банком Российской Федерации. Указанная лицензия предоставляет право на проведение клиринга, а также на ограниченное число банковских операций, поддерживающих его выполнение.

Клиринговые операции получили достаточно широкое распространение. Можно выделить два типа клиринговых расчетов: хозяйственный клиринг и банковский клиринг. Хозяйственный клиринг подразумевает осуществление взаиморасчетов между конкретными организациями, субъектами хозяйствования, посредством использования собственных схем зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов. Банковский клиринг представляет собой разработанные банком или банками, иногда с участием Центрального Банка, схемы оптимизации расчетов. Хозяйственный клиринг строится, как правило, на основе использования квазиденежных инструментов, например, таких как разнообразные формы векселей. Банковский же клиринг как система безналичных расчетов основан на денежных платежных инструментах и осуществляется специально лицензированными финансовыми институтами, клиринговыми учреждениями.

С формой клиринговых расчетов тесно связаны еще два понятия. Клиринг разделяют на простой или встречный и сложный клиринг. Простой клиринг (расчет по сальдо) представляет зачет взаимных встречных обязательств участников расчета, направленных друг на друга. Сложный клиринг является формой взаимозачетов среди организаций, не имеющих прямых встречных требований друг к другу.

Деятельность клиринговой организации направлена на достижение следующих целей:

- ускорение расчетов между банками и кредитными организациями, что достигается, как правило, использованием электронных телекоммуникационных систем связи и современных информационных технологий;

- оптимизация расчетов между банками и кредитными организациями. Это подразумевает разработку и построение схем оптимизации безналичных расчетов на основе экономических схем и экономико-математических моделей;

- повышение качества и надежности расчетов за счет разработки альтернативных схем расчетов, использования криптографических механизмов, электронной подписи, систем электронной идентификации;

- развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов, таких как: аккредитивы, чеки, кредитные карты и др.;

- рациональное использование временно свободных ресурсов банков;

- внедрение современных технологий, стандартов и протоколов электронного обмена.

Реализация перечисленных целей подразумевает использование современного программно-технологического обеспечения, аппаратных и программных средств защиты и шифрации данных. Для обеспечения комплексной многоуровневой защиты данных от несанкционированного доступа и использования на этапах обработки, хранения, передачи следует использовать средства защиты данных, сертифицированные ФАПСИ. Особенное внимание в таких системах должно уделяться контролю достоверности данных.

Совокупность клиринговых организаций, функционирующих в рамках единой нормативно–правовой базы и в составе единой организационной структуры образует клиринговую систему.

Организационная структура клиринговой системы может строиться на основе любых форм собственности и определяться соответствующими нормативно–правовыми актами. Согласно «Временному положению о клиринговом учреждении» учредителями такой организации могут быть коммерческие банки, Центральный Банк Российской Федерации и его учредители, другие юридические и физические лица, за исключением общественно–политических организаций.

Перечень операций, осуществляемых клиринговым центром, достаточно широк и состоит из двух классов: операции, обеспечивающие выполнение клиринга или способствующие осуществлению клиринговых взаиморасчетов, и сопутствующие банковские операции, поддерживающие выполнение клиринга и разрешенные для клиринговых учреждений.

К первому классу операций можно отнести следующие:

- открытие и ведение счетов клиентов клирингового учреждения по внутренним и внешним операциям;

- прием платежных документов от клиентов клирингового учреждения в электронном виде по каналам связи;

- первичная обработка поступивших документов клиентов, их идентификация, дешифрация;

- проверка правильности оформления платежных документов;

- контроль наличия остатка средств на счете банка–плательщика для выполнения окончательных расчетов, прогнозирование остатков по корреспондентским счетам клиентов;

- обработка принятых и проверенных расчетных документов клиентов, сортировка первичных документов;

- формирование по итогу взаиморасчета результирующих документов;

- осуществление проводок расчетных документов по счетам клирингового учреждения с зачетом взаимных платежей и формированием сводных авизо;

- переоценка остатков валютных счетов;

- подготовка клиентам выписок по счетам и других отчетов в соответствии с регламентом обслуживания клиентов;

- подведение баланса по окончании операционного дня;

- передача отчетных форм в Центральный Банк в установленной форме, порядке и сроки.

Перечисленные операции осуществляются в соответствии с внутренними регламентирующими документами клирингового учреждения и согласно требованиям Центрального Банка РФ к форматам передачи данных, методам и средствам защиты информации, шифрованию, электронной подписи и т.д.

Следующий класс операций клиринговая организация может проводить только при наличии специальной лицензии:

- привлечение вкладов (депозитов);

- краткосрочное кредитование;

- оказание брокерских услуг;

- консультационная деятельность;

- осуществление лизинговых операций;

- приобретение права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие рисков исполнения таких требований и их инкассирования (форфейтинг);

- осуществление факторинговых операций, с контролем за движением товаров.

На практике используются две модели клиринга.

Первая представляет собой чистый клиринг, без предварительного депонирования средств участников расчетов в учреждении, осуществляющем взаимозачет. Чистый клиринг основан на следующей технологии: каждому участнику расчетов открывается транзитный счет–позиция, записи по которому не отражают реального движения ресурсов, а несут счетный характер. Все документы, поступающие от участника на его счет–позицию, после процедуры идентификации владельца счета зачисляются на этот счет. Документы от участников поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового центра всю первую половину дня. Первичные документы регистрируются и отражаются по дебету счета плательщика и кредиту счета получателя. После окончания приема документов осуществляется расчет сальдо счета каждого участника взаимозачета. Затем по результатам клиринга составляется оборотно–сальдовая ведомость, которая передается в территориальное учреждение Центрального Банка. Ведомость содержит обороты по счетам каждого участника и значение сальдо его позиции. Центральный Банк списывает дебетовые сальдо со счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский счет клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета клиринговое учреждение осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета, то есть кредитовое сальдо.

Технология осуществления клиринга по второй модели - с предварительным депонированием средств на корреспондентских счетах в клиринговом центре, - является более сложной. Клиринг осуществляется только в пределах средств на счетах участников. Порядок проведения взаимозачета по этой модели не допускает даже кратковременного дебетового сальдо по счетам участников расчетов. В результате клиринговая организация заведомо снижает эффективность расчетов.

С точки зрения клирингового центра основной технологической проблемой второй модели является способ ликвидации дебетовых сальдо участников, на счетах которых они все же возникли в результате взаимозачета. Возможны несколько решений:

- во–первых, сформированное сальдо можно предъявить к оплате в территориальное учреждение Центрального Банка;

- во–вторых, в клиринговом центре может создаваться резервный фонд за счет средств учредителей, являющихся, как правило, наиболее активными участниками расчетов. Резервный фонд используется для погашения дебетового сальдо участников, которое он не в состоянии оплатить;

- в–третьих, при невозможности оплаты дебетового сальдо хотя бы одним участником взаимозачета может производиться полный пересчет позиций участников, восстанавливающий платежи и обязательства.

С практической точки зрения наиболее приемлемым является формирование резервного фонда. Это позволяет снизить риски, связанные с невозможностью осуществления всех платежей при не урегулировании одного платежа (эффект домино).

Рассмотрим пример, иллюстрирующий проведение клирингового зачета. Выберем наиболее простую модель клиринга – без предварительного депонирования средств и создания резервного фонда. Предположим, что в течение операционного дня клиринговое учреждение приняло поручения от четырех банков на следующие операции, в тыс. руб.:

  I-ый банк II-ой банк III-ий банк IV-ый банк Итого
I-ый банк -
II-ой банк - -
III-ий банк - - -
IV-ый банк -
Итого

В соответствии с приведенной таблицей: первый банк перечислил второму банку 50 тыс. руб., третьему банку - 150 тыс. руб., четвертому банку – 50 тыс. руб.; второй банк перечислил первому банку 500 тыс. руб., третьему банку – 150 тыс. руб.; третий банк передал распоряжение на перечисление ÷етвертому банку 350 тыс. руб.; четвертый банк перечисляет ïервому банку 300 тыс. руб., второму банку 400 тыс. руб. и третьему банку – 50 тыс. руб.

Далее клиринговый центр производит расчет оборотов по счетам–позициям участников. На основании полученных данных строится оборотно–сальдовая ведомость.

Оборотно–сальдовая ведомость

за операционный день ____________ 199 _ года

Наименования банков и номера их счетов   По данным клирингового центра
  Обороты по лицевым счетам Сальдо зачета
  Дебет Кредит Дебет Кредит
I-ый банк -
II-ой банк -
III-ий банк - -
IV-ый банк -
Итого

На основании оборотно-сальдовой ведомости с корреспондентского счета клирингового центра производятся платежи участникам с положительным сальдо зачета. В рассматриваемом примере - это первый банк. Средства участников с отрицательным сальдо зачета списываются с их корреспондентских счетов и перечисляются на счет клирингового учреждения.

Наши рекомендации