Разработка программы энергосбережения
Концептуальное представление региональной системы управления энергосбережением позволяет сконструировать систему целей, создать аппарат формирования подсистем и их функций в общей схеме управления и определить механизмы функционирования системы в целом .
В соответствии с системными принципами целеполагания сформирована следующая иерархия целей:
• генеральная цель;
• основные цели системы;
• частные цели специальных функций управления.
Проблемная ситуация, сложившаяся в регионе к настоящему времени, сформулирована следующим образом:
В условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, массовых неплатежей и государственного регулирования тарифов на энергию нарастает зависимость региона от объемов и качества ввозимых энергоресурсов, растут выплаты (дотации) из бюджета, увеличиваются объемы вредных выбросов в окружающую среду, снижается уровень жизни населения, растет социальная и политическая напряженность в обществе.
Для разрешения проблемной ситуации сформулирована генеральная цель программы:
создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Обеспечение достижения генеральной цели программы осуществляется путем выработки и реализации управляющих воздействий в сферах деятельности органов управления: в социально-политической и правовой, научно-технической и информационной, в экономике, производстве и экологии.
Наиболее общие цели программы по каждому из этих направлений формулируются следующим образом:
В экономической сфере:
• увеличить поступление финансовых средств в бюджет области и бюджеты органов местного самоуправления за счет увеличения налогооблагаемой базы;
• повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;
• повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;
• снизить объемы финансовых ресурсов, уходящих из области в оплату за ввозимые энергоресурсы;
• снизить дотационные выплаты из бюджета. В производственной сфере:
• снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции;
• повысить энергетическую эффективность продукции, выпускаемую предприятиями;
• расширить производство и наполнить рынок техническими средствами измерений, учета и регулирования потребления энергоресурсов;
• ускорить разработку и организовать производство продукции, имеющей улучшенные энергетические характеристики;
• осуществлять метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов.
В социальной сфере:
• повысить уровень жизни населения за счет снижения затрат на все виды потребляемой продукции, и как следствие, расширения потребительской корзины;
• осуществлять адресную поддержку малообеспеченных групп населения;
• улучшить условия труда;
• создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения.
В научно-технической сфере:
• повысить эффективность использования энергии на предприятиях, в быту, в сельском хозяйстве и т.д.;
• создать и внедрить в производство новые, эффективные виды продукции;
• повысить научно-технический потенциал области;
• повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;
• снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;
• повысить теплозащиту зданий, конструкций, сооружений и сетей.
В экологической сфере:
• сократить вредные выбросы в окружающую среду;
• привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;
• повысить эффективность использования недр. В политической сфере:
• повысить энергетическую безопасность региона, снизить зависимость от объемов, сроков и качества поступающих энергетических ресурсов;
• повысить стабильность политической ситуации в регионе;
• повысить удовлетворенность населения результатами деятельности органов управления;
• повысить престиж региона в органах государственной власти федерации.
В информационной и образовательной сфере:
• формировать сознание и энергосберегающее поведение населения;
• углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения, в т.ч. временно неработающих лиц.
В правовой сфере:
• создать нормативно-правовую базу энергосбережения;
• совершенствовать механизм эффективного использования энергоресурсов и преодоления их хищений.
Частные цели специальных функций управления сформулированы так, чтобы охватить все элементы жизненного цикла энергоресурса.
Разумеется, каждый энергоресурс может проходить не все элементы жизненного цикла, и тогда соответствующие цели просто не возникают. Например, электроэнергия не может храниться и накапливаться.
Взаимосвязь функций управления и этапов жизненного цикла энергоресурсов представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь функций управления и этапов жизненного цикла энергоресурсов
Матрицу частных целей можно представить в виде табл. 1.
Элементами матрицы целей являются задачи, возникающие в системе управления при сочетании частных функций управления с этапами жизненного цикла энергоресурса. Каждая задача формируется в соответствии с алгоритмом [107] . Каждому сочетанию этапа жизненного цикла энергоресурса и частной функции управления
должен соответствовать некоторый конечный перечень задач. Например, для (1-2. Анализ-Производство) можно сформулировать задачи:
- провести анализ удельных расходов топлива при производстве электроэнергии за предыдущие годы на всех электростанциях системы;
- проанализировать себестоимость производства электроэнергии и тепла для электростанций и котельных;
- провести анализ расходов на собственные, производственные и хозяйственные нужды;
- проанализировать ценовые тенденции на федеральном оптовом рынке электроэнергии;
- проанализировать качество электроэнергии в системе в период контрольного замера и т.д.
Таблица 1
Функции управления | Этапы жизненного цикла | |||||||
Добыча | Производство | Храненние | Транспорт и передача | Продажа и распределение | Потребление | Утилизация | ||
Анализ | 1-1 | 1-2 | 1-3 | 1-4 | 1-5 | 1-6 | 1-7 | |
Прогнозирование | 2-1 | 2-2 | 2-3 | 2-4 | 2-5 | 2-6 | 2-7 | |
Планирование | 3-1 | 3-2 | 3-3 | 3-4 | 3-5 | 3-6 | 3-7 | |
Организация | 4-1 | 4-2 | 4-3 | 4-4 | 4-5 | 4-6 | 4-7 | |
Регулирование | 5-1 | 5-2 | 5-3 | 5-4 | 5-5 | 5-6 | 5-7 | |
Контроль, учет | 6-1 | 6-2 | 6-3 | 6-4 | 6-5 | 6-6 | 6-7 |
Пакет задач управления энергосбережением, построенный по предлагаемому алгоритму, представлен в Приложении 2.
Генеральная цель программы энергосбережения в регионе, основные цели и частные цели функций управления однозначно вытекают из основных целей управления территорией:
• повышение уровня и качества жизни населения региона за счет повышения эффективности и управляемости хозяйственного комплекса территории в условиях рынка.
Достижение целевых установок осуществляется через:
• создание нормативно-правовой базы;
• совершенствование производственно-экономических отношений;
• разработку и реализацию региональной бюджетно-кредитной, инвестиционной, тарифной, социальной политики, создание рыночных инфраструктур и иных экономических механизмов энергосбережения;
• формирование структуры и механизмов управления энергосбережением, сочетающих экономическое самоуправление предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления;
• формирование общественного мнения по проблемам энергопотребления и энергосбережения;
• проведение первоочередных мероприятий по программе энергосбережения малозатратного характера, осуществление энергетических обследований, внедрение средств учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов.
Важным элементом работоспособности программы энергосбережения является выработка объективных, чувствительных, измеряемых и надежных критериев, показателей эффективности. Дело в том, что сама по себе абсолютная величина потребляемых энергоресурсов не дает оснований для выводов об энергосбережении или перерасходе ресурсов. Только удельные показатели энергопотребления, связанные с объемами производства, выпуском продукции, оказанием услуг или валовым внутренним продуктом в целом, являются достаточными для уверенной оценки эффективности энергосбережения. Анализ многочисленных показателей, ориентиров, индикаторов позволил выработать индикаторы региональной программы, позволяющие обеспечить их статистическое наблюдение и контроль. Требования к показателям эффективности и конкретная их реализация рассмотрены в разд. 5.3.
Индикативный способ оценки эффективности энергосбережения позволяет учесть сбережения (перерасход) энергоресурсов за счет внедрения энергосберегающих проектов, научно-технических достижений, перестройки структуры экономики, изменений в ненормируемой части энергопотребления (коммунально-бытовой сектор и т.п.) [71].
Формирование механизмов управления включает определение уровней и видов управления и установление базовых принципов и методов получения, обработки и анализа исходной информации для выработки управляющих воздействий. Оно базируется на рациональном взаимодействии уровней управления, при котором нижний уровень делегирует часть своих прав, ресурсов и функций более высокому уровню, а более высокий уровень с помощью выполнения распорядительных функций осуществляет необходимый сервис для нижнего.
Управляемость системы на данном уровне обеспечивается наличием или созданием документальной основы управляющих воздействий:
• нормативно-правового характера;
• социально-экономического характера;
• организационно-технического характера.
В формировании механизмов управления центральным звеном следует считать создание работоспособного органа управления. В системе управления энергосбережением наиболее эффективным может быть орган управления, представляющий собой организационно-методический и научно-технический центр, формируемый администрацией региона. Структура центра может быть различной в зависимости от объема и характера задач.
Решение задач управления энергосбережением должно опираться на комплексную стандартизацию, под которой понимается система стандартов всех уровней, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих управление. Существующая система стандартов далеко не в полной мере обеспечивает такую связь, и поэтому она нуждается в совершенствовании.
Для реализации сформулированных целей в первую очередь необходимо разработать:
• правовые основы для реализации экономических механизмов энергосбережения и функционирования создаваемых органов управления;
• экономические механизмы энергосбережения;
• первоочередные мероприятия и технологии по программе энергосбережения;
• новую организационно-технологическую структуру предприятий и организаций, сориентированную на широкомасштабное внедрение ими энергосберегающих технологий;
• структуру системы управления разработкой и реализацией программы.
Для управления разработкой программы администрация региона назначает департамент, ответственный за координацию работ по созданию программы, и формирует консультативную межотраслевую группу из ведущих специалистов (рис. 2) .
Рис. 2. Схема управления разработкой программы
Для разработки программы постановлением администрации назначается головная организация по разработке программы, определяется порядок ее работы и финансирования.
При головной организации формируется научно-техническая группа специалистов, которая занимается разработкой программы, осуществляет координацию работ, выполняемых отдельными экспертными группами, организует экспертизу и обобщение предложений, подаваемых для включения в программу.
В программе энергосбережения выделены следующие разделы:
Правовое и финансовое обеспечение программы. Оно включает Законы - «Об основах энергосбережения» и «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией», «Положение о региональном рынке энергии», пакет Постановлений областной администрации о финансовых и экономических механизмах программы, о метрологическом обеспечении, сертификации и аттестации, о введении энергетических обследований, о мониторинге инженерных сетей, зданий и конструкций, о тарифной политике и оснащении средствами учета, контроля и управления потреблением энергоресурсов, о подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, о борьбе с расточительным использованием и хищениями энергоресурсов, об органах управления разработкой и реализацией программы и др.
Формирование общественного сознания по проблемам энергосбережения. Здесь дается описание рекламной кампании в средствах массовой информации, которая должна постепенно, но достаточно быстро сформировать в сознании населения области, рабочих и служащих, домохозяек и студентов, школьников и пенсионеров, руководителей промышленности и бизнесменов энергосберегающее поведение.
Комплекс перспективных мероприятий. В этом разделе дается краткая характеристика проектов по энергосбережению, предложенных предприятиями, научными учреждениями и авторскими коллективами. Мероприятия сгруппированы по виду энергоресурса: электроэнергия, тепловая энергия, газ, нефть и нефтепродукты, уголь и торф, строительство, вода, альтернативные источники энергии.
Комплекс первоочередных мероприятий включает быстрореализуемые и эффективные мероприятия, не требующие значительных финансовых затрат. К их числу отнесены:
• энергетические обследования, внедрение средств и систем учета, контроля и регулирования использования энергоресурсов;
• мероприятия по формированию общественного сознания по проблемам энергосбережения и др.