Приложение 3.8.4.1 Удельные площади складских помещений (в м2) на 1 млн км пробега
Приложение 3.8.4.2 Значения коэффициента Кпс для различных типов подвижного состава
Площадь складов определяется отдельно по каждому виду хранимых изделий и материалов. В АТП подлежат хранению: запасные части и эксплуатационные материалы, лакокрасочные материалы, инструменты, кислород и ацетилен в баллонах, пиломатериалы, металл, металлолом и ценный утиль (размещаются на территории АТП), шины, подлежащие списанию автомобили (размещаются на территории АТП). Кроме того, по этим же нормативам определяется площадь участков комплектации и подготовки производства.
Площади вспомогательных и технических помещений в КП принимаются соответственно в размере 3 и 5…6 % (5 % для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6 % для АТП легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади, согласно распределению по элементам ПТБ. На основе анализа практического опыта определена примерная структура и сделано распределение этих площадей. Вспомогательные помещения: участок ОГМ с кладовой - 60 %, компрессорная - 40 %.
Технические помещения: насосная мойки подвижного состава - 20 %, трансформаторная - 15 %, тепловой пункт - 15 %, электрощитовая - 10 %, насосная пожаротушения - 20 %, отдел управления производством и комната мастеров - 20 %. Для разработки планировочного решения результаты расчета различных площадей производственно-складских площадей сводятся воедино и представляются в форме таблицы.
Затем производственно-складские площади уточняются расчетно-графическим методом при разработке планировочных решений, с учето м нормативных требований.
Таблица 3.8.4.1
Общая производственно-складская площадь
РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ
Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего производственного здания предприятия. На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично – посты и линии технического
обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъёмно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты).
На поперечном разрезе указывается высота пролета от пола до низа несущих конструкций, а при наличии мостовых кранов – высота до верхней точки подкрановых путей. Для многоэтажных зданий компоновка разрабатывается поэтажно. Компоновочные планы выполняются в масштабе
1:400 или 1:200.
Компоновка производственного здания осуществляется в определенной последовательности.
1. В соответствии с генеральным планом предприятия и принятой схемой организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланированных для размещения
в данном здании.
2. На основании технологического и оптимизационного расчетов определяется общая площадь предусмотренных в здании цехов, участков, зон, складских помещений и т.д.
3. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания.
4. В соответствии с требованиями организации технологического процесса, а также противопожарными и санитарными требованиями определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д.
5. По выбранной сетке колонн с учетом возможности и целесообразности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д.
6. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания.
7. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП.
Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от принятой схемы технологического процесса, особенностей производства, технологической
однородности выполняемых работ, производственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований. При составлении компоновочного плана за основу следует принимать удобное расположение постов и линий технического обслуживания и ремонта автомобилей, а ориентируясь на это, размещать производственные цеха и участки.
При этом следует учитывать, что зона ТР по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства.
Для небольших предприятий трудоемкости по отдельным видам работ, а соответственно, и площади производственных участков незначительны. В таких предприятиях выделение для каждого вида воздействий (работ) обособленного помещения приводит к чрезмерному раздроблению здания на
мелкие изолированные помещения и снижает возможности оперативного управления производственными процессами. Если площадь помещения для отдельного вида работ менее 10 м2, то эти работы целесообразно совмещать с другими технологически однородными работами.
Технологически однородными считаются следующие виды работ:
• крепёжные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные;
• слесарно-механические, агрегатные, электротехнические, топливные;
• сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие;
• столярно-кузовные, обойные, арматурные.
Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований по технике безопасности выполняются только в отдельных изолированных помещениях.
Посты для мойки автомобилей изолируются от постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (здании). При наличии двух и более поточных линий ЕО их отделяют друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2,5 м.
Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три помещения: краскозаготовительное, окрасочное, сушильное.
Аккумуляторный цех крупных и средних АТП обычно состоит из трех помещений: помещения для ремонта аккумуляторов; кислотной; зарядной. В кислотной хранится и разливается кислота. В зарядной осуществляется зарядка аккумуляторов в специальных вытяжных шкафах. На мелких предприятиях зарядная и кислотная могут быть объединены.
Взаиморасположение помещений при разработке компоновочного плана зависит также от того, при каких видах воздействий (обслуживание или ремонт) наиболее часто используются данные работы. Помещения с видами работ, тяготеющими к определенной зоне воздействий, желательно размещать ближе к этой зоне.
Комплектование видов работ и производственных цехов по технологической однородности и общности строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований и их связи с основными зонами воздействий приведены на рис. 3.9.1.
Электротехнический, топливный, агрегатный и механический цеха, в которых выполняются наиболее точные работы, следует располагать по периметру здания, чтобы обеспечить их боковым естественным освещением. Боковым освещением рекомендуется обеспечивать также тупиковые посты обслуживания и ремонта, оборудованные траншейными канавами или подъемниками.
Посты и линии диагностирования, имеющие тормозной стенд или стенд для проверки тягово-экономических качеств автомобиля и участок холодной и горячей обкатки двигателей, из-за наличия повышенного шума при работе стендов рекомендуется располагать в изолированных помещениях.
На размещение постов в зонах обслуживания и ремонта существенное влияние оказывает их обустройство канавами и подъемниками. Пото чные линии ТО-1 и ТО-2 независимо от типа подвижного состава оборудуют сквозными канавами на всю длину линии. Для тупиковых постов для ТР в действующих типовых проектах:
− для легковых автомобилей обустройство канавами составляет 20 %, подъёмниками – 40 %;
− для грузовых автомобилей обустройство канавами составляет 40 %, подъёмниками – 20 %; для автобусов – 80 %. Остальные посты используются как напольные.
При отсутствии в здании помещения для хранения автомобилей поточные линии ЕО, ТО-1 и ТО-2 должны иметь подпорные посты.
Одиночные посты и поточные линии диагностики следует располагать так, чтобы после них автомобили могли проезжать в производственную зону непосредственно или через стоянку. Одиночные посты, предназначенные для автопоездов или сочлененных автобусов, должны проектироваться проездными.
Возможные варианты расположения постов обслуживания и ремонта, а
также производственных помещений в общем планировочном решении показаны на рис. 3.9.2. Число ворот в здании для выезда (въезда), расположенных в первом или цокольном (подвальном) этажах, должно приниматься при количестве автомобилей в помещениях:
· до 25 – одни ворота,
· от 25 до 100 – двое ворот,
· а более 100 – дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей.
Число наружных ворот для выезда автомобилей из отдельных помещений (кроме помещений с одними воротами) допускается уменьшать на одни ворота при условии возможности выезда через смежные помещения.
В многоэтажных АТП и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), а также с подземными ярусами для въезда и выезда автомобилей со второго и вышерасположенных этажей (первого и нижерасположенных ярусов) дополнительно к количеству ворот первого этажа должны предусматриваться одни ворота на каждую полосу движения по рампам и на каждые два лифта.
Размеры наружных ворот должны иметь высоту не менее 3, а ширину – 3 м для легковых автомобилей, для грузовых автомобилей и автобусов – 3,5 м. Высота помещений для хранения подвижного состава определяется высотой наиболее высокого автомобиля плюс не менее 0,2 м, но должна быть не менее 2 м. Высоту помещения для хранения автомобилей в одноэтажном здании обычно принимают не менее 3 м для легковых автомобилей и 4 м для грузовых и автобусов.
Объёмно-планировочное решение представляет собой сочетание планировочного решения с конструкцией здания. Оно выявляется из планов, разрезов и фасадов здания, определяющих в целом его объемность и архитектурную форму.
Объёмно-планировочное решение здания должно быть подчинено его функциональному назначению и отвечать современным строительным требованиям.
Важнейшим из этих требований является: монтаж здания из сборных унифицированных (в основном железобетонных) конструктивных элементов (фундаментные блоки, колонны, балки, фермы и др.), изготовляемых индустриальным способом.
Это обусловливает конструктивную схему здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которая измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях. Наименьшее расстояние является шагом колонн, а наибольшее – пролетом.
В современном промышленном строительстве для одноэтажных зданий применяют сетки колонн 12 × 6, 18 × 6, 24 × 6, 18 × 12, 24 × 12 м, а для многоэтажных зданий – 6 × 6 и 9 × 6 м (верхний этаж может иметь удвоенные размеры сетки). В отдельных случаях с особого разрешения и при соответствующем обосновании допускается применение иных конструктивных решений.
При планировке основных помещений необходимо обеспечивать свободное от колонн пространство или применять наиболее крупноразмерные сетки колонн, тогда как для вспомогательных помещений целесообразно применение мелкоразмерной сетки колонн.
После предварительной укрупненной планировки зон и участков производится общая планировка производственного корпуса. При этом сначала уточняется состав зон, участков и складов, размещаемых в данном здании. Затем прорабатываются варианты компоновочных решений производственного корпуса.
Взаимное расположение производственных решений в плане здания зависит от их назначения, производственных связей, технологической характеристики выполняемых в них работ (однородны или неоднородны), строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
В общем планировочном решении основными являются помещения для ТО и ТР. Расположение зон ТО и ТР определяется схемой и графиком производственного процесса. Зоны следует располагать так, чтобы пути движения ПС были кратчайшими и исключали затруднения при его маневрировании.
Расположение зон должно обеспечивать как последовательное прохождение автомобилями различных видов ТО, диагностирования и ТР максимальное и независимое. При блокировании помещений в одном здании указанные связи осуществляются через помещения хранения или посты ожидания (подпора), расположенные в соответствующих зонах.
В общем планировочном решении возможны различные варианты расположения постов ТО и ТР, а также помещений производственных участков (см рис. 5.9 [5] стр. 131).
Расположение производственных участков и складов определяется их технологическим тяготением к основным зонам ТО и ТР (см рис. 5.10 [5] стр. 132). Участки и склады располагают с учетом кратчайшего пути транспортировки агрегатов, механизмов, деталей.
При планировке площади помещений отдельных участков, складов и других помещений могут отличаться от расчетных, но не более чем ±10% (требования ОНТП). Более подробно требования к планировочным решениям с учетом противопожарных требований, строительных норм и других особенностей изложены в главе 5 [5].
Необходимо обратить внимание на: организацию движения, число ворот, необходимость и допустимость наружных и внутренних сообщений и проездов, допустимую площадь между противоположными стенами в зависимости от категории производства.
Помещения для хранения, посты ТО и ТР автомобилей должны быть оборудованы системами автоматического контроля воздушной среды, аварийного освещения помещений и всех путей эвакуации из них, постоянно действующей естественной вентиляцией, обеспечивающей однократный воздухообмен в течение 1 ч.
Примеры планировочных решений зон, цехов и участков автотранспортных предприятий
Приводимые примеры проектных решений АТП заимствованы в основном из практики современного автотранспортного строительства. Эти примеры дают представление о типовых и индивидуальных проектах АТП, различных по своему назначению и мощности.
Компоновка технологического оборудования и оснастки на объекте проектирования должна учитывать схему технологического процесса и выполнятся с учетом минимального передвижения рабочих в процессе труда и соблюдения нормируемых расстояний между оборудованием в соответствии со СНиП 01-1-95 и ОНТП-01-91 и должна быть представлена в графической части проекта на листе формата А1 с учетом требований, изложенных в методических указаниях по оформлению пояснительной записки и графической части курсового проекта.
В здании главного производственного корпуса (ПК) АТП располагаются: зоны ТО-1, ТО-2, ТР, диагностики, производственные участки, склады, вспомогательные помещения. С целью обеспечения минимально возможной стоимости строительства рекомендуется при разработке производственного корпуса ориентироваться на стандартные элементы (колонны, балки и т. д.).
Основными несущими элементами здания являются колонны. При разработке планировки ПК необходимо в первую очередь подобрать оптимальную для данных условий сетку колонн, определить число пролетов и шагов колонн (см. рис. 3.9.9). Подбор осуществляется на основании величины суммарной площади производственных и складских помещений, полученной в технологическом расчете. Возможные варианты сетки колонн: 12 х 6; 18 х 6; 18 х 12; 24 х 12; 30 х 12 м. Сетка подбирается таким образом, чтобы обеспечить площадь, несколько большую, чем получено в расчете (так как при выполнении расчетов не были учтены площади вспомогательных помещений). Здание должно иметь отношение длины к ширине от 1:1 до 1:2. При выполнении работ ТО-1 и (или) ТО-2 поточным методом ширина здания определяется длиной поточной линии.
Крупная сетка колонн обеспечивает удобство маневрирования автомобилей, что особенно актуально для крупногабаритного подвижного состава.
АТП, обслуживающие легковые автомобили (таксопарки) чаше всего строят по многоэтажной схеме. При этом на первом этаже располагаются производственные, складские и вспомогательные помещения, а на втором и последующих - зона хранения. Для многоэтажных зданий применяются сетки колонн 6х6 и 6х9м. Подъем и спуск автомобилей с верхних этажей осуществляется по наклонным пандусам.
Линии сетки изображаются штрихпунктирными линиями в соответствии с выбранным масштабом чертежа (рекомендуется 1:100, 1:200 или другой, предусмотренный ГОСТ). Линии заканчивают кружками 0 8 мм, в которых проставляются: вдоль одной стороны здания - буквы, вдоль другой - цифры
(рис. 3.9.9).
После проведения линий сетки производится расстановка колонн. Размер поперечного сечения колонн - 500 х 500 мм. Колонны первого ряда со стороны пролета смещаются таким образом, чтобы расстояние от центра колонны до линии сетки составляло 500 мм (привязка 500). В оставленном промежутке через каждые 6 м устанавливаются колонны фахверка, имеющие двутавровое сечение 200 х 200 мм. Колонны первого ряда со стороны шага колонн располагаются таким образом, чтобы край колонны совпадал с линией сетки. Если шаг колонн составляет 12 м, то посередине между основными колоннами по линии сетки устанавливаются вспомогательные колонны, имеющие размер 500 х 500 м. Колонны в центре здания устанавливаются на пересечении линий сетки.
Внешние стены здания прислоняются к основным, вспомогательным колоннам и колоннам фахверка. Толщина основных стен может составлять
160, 200, 240 или 300 мм.
Рис 3.9.9 Расстановка колонн
Следующим этапом проектирования является размещение внутри ПК зон, участков, складов и т. д. Расположение должно удовлетворять всем требованиям, основными из которых являются: технологические, санитарные
и противопожарные. Чаще всего помещения располагают в соответствии со схемой, представленной на рис. 3.9.10.
Расположение постов ТО и ТР должно обеспечивать минимальность перемещений подвижного состава внутри ПК, отсутствие пересечений путей
и встречного движения. Посты диагностики Д-1 и Д-2 должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивался беспрепятственный въезд и выезд с них транспортных средств как извне ПК, так и из любой производственной зоны.
Расположение участков должно обеспечивать минимальные переходы рабочих (например, шиномонтажный участок располагают смежно с вулканизационным, арматурный - с обойным и т. д.). Участки следует размещать в соответствии с их тяготением к той или иной производственной зоне, согласно рекомендациям, приведенным в приложении 3.9.1.
Рис 3.9.10 Типовая схема компоновки ПК
Площади участков были определены в технологическом расчете. Производственные участки должны по возможности иметь естественное освещение, на складах допускается искусственное освещение. Участки, требующие наличия изолирующих перекрытий (антресолей) вследствие наличия вредных выбросов или повышенной пожарной опасности, желательно располагать смежно с учетом однородности выполняемых работ.
В здании ПК следует расположить следующие вспомогательные помещения: насосная (тяготеет к складу смазочных материалов); компрессорная (тяготеет к шиномонтажному участку); отдел главного механика; трансформаторная (размером от 6 х 9 до 6 х 18 м, с отдельными въездными воротами).
При разработке компоновки зон ТО и ТР определяется расположение постов обслуживания, количество которых было определено в технологическом расчете. Поточная линия ТО представляет собой 2-4 проездных поста, расположенных последовательно. Точное число постов было примято при расчете. Расстояние между постами определяется в зависимости от категории подвижного состава (приложение 3.6.2) по данным (приложение 3.6.1).
При проведении работ ТО и (или) ТР на универсальных постах применяются как проездные, так и тупиковые посты. Въезд и выезд автомобилей с проездных постов осуществляется передним ходом. На тупиковые посты автомобили въезжают передним ходом, а выезжают -
задним. Проездные посты требуют большей свободной площади, однако упрощают маневрирование, вследствие чего являются предпочтительными для крупногабаритного подвижного состава.