Модуль 1. Социально-экономические основы маркетинга
Раздел 1. Содержание и инструменты маркетинга
Тема 1. Сущность и эволюция концепций маркетинга
Понятие маркетинга. Маркетинг как научная дисциплина и практическая деятельность. Исходные категории маркетинга: товар, рынок, ценность, обмен.
Цели, задачи и предмет дисциплины маркетинг. Профессиональные компетенции, формируемые при освоении дисциплины. Природа и происхождение маркетинга как социально-экономического явления. Принцип приоритета потребителей. Маркетинг и общество: социальная ответственность и этика маркетинга. Рынок покупателя и рынок продавца. Эволюция концепций маркетинга. Маркетинговая среда. Современные взгляды на роль и место маркетинга в экономическом процессе.
Формируемые компетенции: ОК-1
Тема 2. Принципы, функции и типы маркетинга
Процесс маркетинга и его характеристика. Функции и подфункции маркетинга. Бенчмаркинг. Эффективные маркетинговые решения. Основные виды маркетинга: дифференцированный, недифференцированный и концентрированный маркетинг. Типы маркетинга в зависимости от характера спроса. Особенности маркетинга услуг.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5
Тема 3.Маркетинговый инструментарий
Понятие комплекса маркетинга и структура маркетинг-микса «4Р». Характеристика маркетингового инструментария. Товарный, ценовой, распределительный и коммуникативный субмиксы. Мероприятия маркетинговой политики. Расширение модели «4Р». Маркетинг-менеджмент. Сетевой маркетинг. Отношения как эффективный инструмент маркетинга в сервисной экономике.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ПК-6
Раздел 2. Рынки и маркетинговые стратегии
Тема 4. Типология рынков
Ощущаемая ценность и удовлетворение потребителя. Типология рынков Рынок с позиции маркетинга. Структура рыночного обмена. Этапы развития рынка. Деловой рынок, его особенности и разновидности. Государственный рынок.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3,ПК-6,ПК-11
Тема 5. Конкурентные рыночные стратегии фирмы
Понятие конкурентной стратегии и стратегического маркетинга. Ориентированное на рынок стратегическое планирование. Миссия фирмы. Стратегические бизнес-единицы. Разработка маркетинговых стратегий. Средства стратегического анализа: модель БКГ, мультифакторная матрица GE, матрица Ансоффа. Портфельный анализ бизнеса. Рыночные стратегии фирмы. Оборонительные стратегии лидеров. Наступательные стратегии претендентов на лидерство. Стратегии для последователей.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-14
Тема 6. Сегментация, дифференциация и позиционирование
Сущность сегментации. Уровни сегментации и структуры предпочтений. Макро и микро-сегментация. Переменные сегментации: географические, демографические, психографические и поведенческие признаки. Порядок осуществления сегментации. Выбор целевого сегмента. Особенности сегментирования рынков товаров производственного назначения. Понятие дифференцирования в маркетинге. Направления дифференцирования товара. Показатели дифференцирования. Разработка и реализация стратегий дифференцирования. Позиционирование продукта. Направления позиционирования. Матрица конкурентных преимуществ.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3
Модуль 2. Исследовательская функция маркетинга
Раздел 3. Маркетинговая информационная система
Тема 7. Системы маркетинговой информации
Маркетинговая информация. Внутренние и внешние источники информации. Основные принципы построения информационной маркетинговой системы. Маркетинговые исследования. Виды маркетинговых исследований. Методология маркетингового исследования. Анализ и презентация результатов маркетингового исследования.
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК- 6, ПК-11,ПК-16