Классификация динамических насосов

По виду сил, действующих на жидкость, динамические насосы делятся на лопастные насосы и насосы трения. В лопастных насосах силами, действующими на жидкость, являются силы, возникающие при обтекании лопастей (лопаток) рабочих колес, а в насосах трения – силы трения.

По направлению движения жидкости в рабочем колесе насоса лопастные насосы делят на центробежные и осевые. В первых жидкость перемещается через рабочее колесо от центра к периферии, а во вторых – в направлении оси вращения колеса. По тому же признаку насосы трения делят на вихревые (жидкость перемещается по периферии рабочего колеса в окружном направлении), дисковые (жидкость перемещается от центра рабочего колеса, не имеющего лопаток, к периферии) и червячные (жидкость перемещается по винтовым каналам вдоль вращения винта). Две последние разновидности насосов применяются в качестве масляных насосов систем смазки некоторых двигателей и др. машин, а червячные ещё применяю в системах водозабора.

Из классификации и определения динамических насосов следует, что центробежный насос – это лопастный насос, в котором жидкость перемещается через рабочее колесо от его центральной части к периферии.

Классификация динамических насосов - student2.ru

Центробежные насосы классифицируют:

- по количеству колёс (ступеней) – одноколёсные и многоколёсные (многоступенчатые) насосы, состоящие из нескольких рабочих колёс, вращающихся на общем валу в общем корпусе. В них жидкость проходит последовательно через колёса.

Подача многоколёсного насоса такая же, как у одноступенчатого насоса с колесом таких же размеров и при тех же оборотах. Но напор многоступенчатого равен сумме напоров, развиваемых каждым колесом в отдельности. Число колёс достигает иногда двенадцати (для горизонтальных насосов). Дальнейшее увеличение их числа нежелательно из-за значительного прогиба вала и биения при вращении. В настоящее время существуют многоступенчатые насосы, создающие напор более 4000 м;

- по создаваемому напору: низконапорные, развивающие напор до 20м; средненапорные – от 20 до 60 м; высоконапорные – свыше 60м;

- по расположению входа жидкости в насос: с боковым входом; осевым входом; двусторонним входом (колесо такого насоса представляет собой как бы сложенные тыльными сторонами два колеса с боковым входом – жидкость входит в колесо с двух сторон, благодаря чему увеличивается подача насоса);

- по расположению оси вращения рабочих органов: горизонтальные; вертикальные;

- по виду разъёма корпуса: с осевым разъёмом (разъём корпуса происходит в плоскости оси рабочего колеса); торцевым разъёмом (в плоскости, перпендикулярной оси рабочего колеса);

- по способу соединения с двигателем: приводные (соединяемые с двигателем ременной (цепной или др.) передачей или редуктором; соединённые непосредственно с двигателем при помощи муфты; моноблок-насосы (рабочее колесо установлено на одном валу с электродвигателем);

- по назначению и роду перекачиваемой жидкости: для чистой воды; для нефтепродуктов; канализационные; химические (для кислот, щелочей, спирта); специальные (сахарных растворов, карамельных сиропов); производственно-технические (землесосы и песковые насосы, шлаковые) и др.

Конструкции насосов отличаются друг от друга в зависимости от назначения.

Наши рекомендации