Снимаем водопады, реки и озёра
Продолжая нашу серию «Снимайте как профессионал!», мы оставляем позади месяц фотографии на открытом воздухе. Новый месяц будет посвящён идеям пейзажной фотографии в разнообразных съёмочных условиях. На этой неделе мы обратим ваше внимание на необычную съёмку рек, водопадов и озёр.
Существует масса тонкостей в создании хороших пейзажей, начиная от съёмки на восходе или закате, заканчивая правилом третей. Нет ничего зазорного в том, чтобы следовать основным композиционным правилам. Однако, можно оказаться в ситуации, когда попросту «топчешься на месте», штампуя снимки с одними и теми же сюжетами, например: одиноким валуном на переднем плане и размытой водной гладью в лучах заката.
Мы придумали ряд рекомендаций для пейзажистов и верим, что они вдохновят вас к созданию новых, оригинальных, изображений. Каждую неделю текущего месяца мы будем подбрасывать вам свежие идеи для создания пейзажей классических природных рельефов: от равнин и лесов до гор и пляжей. При этом, многие наши рекомендации будут полезны вне времени и повсеместно.
Не бойтесь пробовать что-то новое. Вы не знаете наверняка, что ждёт вас в конце статьи. Он может ознаменоваться озарением собственной идеей, которая поможет преобразить ваши фотографии.
Идеи для съёмки водопадов, рек и озёр
От ровного, спокойного озёра до бушующего водопада вода может кардинально изменить настроение вашего пейзажа. Следующие четыре подхода помогут по-разному изобразить воду.
Маленькая глубина резко изображаемого пространства
Съёмка с малым фокусным расстоянием и с большим значением диафрагмы (16) – не единственный способ изображать природные рельефы. Почему бы не посмотреть на них «под другим углом» – фотографировать с малой глубиной резко изображаемого пространства?
Эта идея эффектно реализуется, если на переднем плане находится объект наподобие цветка, скалы или дерева. Эти объекты можно навести на резкость.
Для достижения максимального эффекта установите маленькое значение диафрагмы, например, равное 4, и сфокусируйтесь на точке в пространстве, расположенной как можно ближе к вам.
Помните: чем больше расстояние между точкой, которую вы навели на резкость, и фоном, тем более «размытое» изображение последнего вы сможете получить.
На уровне воды
Чаще всего мы смотрим на пейзаж с высоты своего роста. Почему бы не попробовать опустить или поднять точку обзора. Снимая водную гладь, опустите фотоаппарат насколько это возможно близко к воде. Помимо того, что вы покажете снимаемую сцену в другом ракурсе, всевозможные отражения в водной глади помогут обогатить ваши фотографии.
Ниже уровня воды
Пойдите дальше. Посмотрите на тот же пейзаж с точки, расположенной ниже уровня воды. Вместо того, чтобы опуститься под воду полностью, установите фотоаппарат так, чтобы в кадре был виден как подводный мир, так надводный. Такой подход придаст вашим снимкам эффектности и неординарности.
Однако, не следует окунать в воду дорогостоящую фотосистему. Заранее позаботьтесь о защите оборудования от соприкосновения с жидкостью. Мы для съёмки в подобных условиях использовали дешёвый аквариум для разведения рыбок вместо дорогих устройств для подводной съёмки.
Чтобы не волноваться за сохранность фотоаппарата, вначале протестируйте резервуар на наличие течи.
Дополнительно, для создания наших снимков мы установили перед передней линзой объектива градиентный фильтр нейтральной плотности (ND Grad), уменьшающий пропускаемый свет через свою поглощающей часть на 2 EV (прим. переводчика – в 4 раза). Таким способом мы выровняли освещение под водой и над водой.
Мы фотографировали в ручном режиме (M) и настроили экспозицию перед тем, как класть камеру в резервуар. Для удобства присоединили к фотоаппарату пульт дистанционного управления спуском затвора.
Такая установка приемлема для использования в спокойной воде, не в море, потому что верх резервуара остаётся открытым, и брызги могут попасть внутрь. К тому же, из-за любого волнения на воде фактически невозможно зафиксировать ровной границу раздела двух сред. А на передней панели резервуара, сквозь которую «смотрит» объектив, остаются капли. Они будут заметны на части кадра, соответствующей пространству над уровнем воды.
3 варианта приспособлений для съёмки ниже уровня воды
Вариант в ценовом диапазоне от 750 до 2500 руб.
Аквариум для разведения рыб (из ближайшего зоомагазина).
Возможно, это выглядит немного странным – ходить с фотоаппаратом и пустым аквариумом. Но это отличное решение для реализации предложенной техники. В стеклянном резервуаре в форме параллелепипеда легче выравнивать «горизонт», чем в предназначенных для подводной съёмки устройств и чехлов. К тому же, вы можете установить градиентные фильтры, чтобы сбалансировать освещённость «надводных» и «подводных» областей кадра. Обязательно убедитесь, что аквариум не пропускает воду. Проделайте тесты перед тем, как устанавливать в резервуар дорогостоящую фотосистему!
Вариант в ценовом диапазоне от 3000 до 15000 руб.
Чехлы, наподобие Ewa-Marine или DiCAPac.
Мягкие чехлы из поливинилхлорида или полиуретана значительно дешевле, чем их твёрдые «старшие братья» – боксы. Чехлы позволяют фотографировать на глубине до 5 метров. Так же, как и в твёрдый бокс, в мягкий чехол вы можете поместить фотосистему с установленным перед передней линзой объектива фильтром. Мягкие чехлы прекрасно проявляют себя в действительно «мокрых» ситуациях: съёмка под водопадом или в дождь.
Вариант в ценовом диапазоне от 100 000 руб. и выше.
Боксы для подводной съёмки, наподобие Sea & Sea или Ikelite.
С такими устройствами можно фотографировать на большой глубине. Они спроектированы под конкретную модель камеры и предоставляют доступ к управляющим элементам фотоаппарата. Но подобные боксы очень дороги и не позволяют использовать фильтры. Боксы могут дать полное ощущение спокойствия за сохранность вашей фотосистемы, но они являются, скорее, крайней мерой.