Выявление емкости внутреннего и внешнего рынков
В марте 2004 года было зафиксировано производство хлеба и хлебобулочных изделий на уровне 185 тыс. т, что на 14,1 тыс. т, или на 8%, превышает февральский объем производства.
По сравнению с мартом 2003 года существовала тенденция увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий на 3%. По итогам 9 месяцев маркетингового 2003/2004 года (июль-март), в соответствии с оперативными данными, в Украине было произведено 1714,5 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий. Данный показатель производства на 109,8 тыс. т, или на 7%, превышает аналогичный показатель 2002/03 маркетингового года.
Конъюнктура рынка хлеба
Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. Это связано с тем, что хлеб является основным продуктом питания и нехватку других продуктов в связи с их дороговизной потребители компенсируют покупкой большего количества хлеба. Особенность производства и потребления хлебобулочных изделий заключается в том, что короткие сроки реализации не позволяют делать запасы хлеба. По этой же причине маловероятна возможность поставок хлеба из одного в другие регионы. Субъекты рынка хлеба и хлебобулочных изделий делятся на три группы: товаропроизводители (хлебозаводы, пекарни); предприятия розничной торговли (магазины); мелкие торговцы.
Хлеб, считавшийся основой питания в Украине долгие годы, утратил славу дешевого незаменимого продукта, на котором держится страна. И это пошло ему на пользу. Производство хлеба в Украине сокращается, однако отечественные и иностранные инвесторы вкладывают немалые средства в хлебозаводы. На эти деньги украинские хлебопекарни модернизируют производственные мощности и расширяются, крупные предприятия поглощают маленькие. По данным Госкомстата Украины, начиная с 2000 года, производство хлеба в Украине падает в среднем на 3,8% ежегодно. Некоторые эксперты считают, что потребление хлеба падает, так как сокращается население в стране. Однако темпы падения у них разные: численность населения, по данным Госкомстата Украины, снижается в 3 раза медленней, чем выпуск хлеба. Другое объяснение - рост благосостояния украинцев. Аналитики уверяют, что с ростом благосостояния население переходит от дешевой и калорийной пищи к дорогим продуктам с большим содержанием белка. В подтверждение приводится динамика производства хлебобулочных изделий в 2002-2003 годах. В 2002 году и первой половине 2003 года доходы украинцев быстро росли. Производство хлебобулочных изделий в это время упало на 14% (с 9,9 тыс. тонн в 2002 году до 8,5 тыс. тонн в 2003 году). Но сразу же после кризиса 2003 года, когда доходы украинцев резко упали, хлебозаводы увеличили выпуск продукции на 8% и довели его до 9,2 тыс. тонн.
Как и в 1997 году, так и в период с 2000 по 2002 год сокращается выпуск самых популярных марок традиционного ржаного и ржано-пшеничного хлеба. В наследство от СССР хлебной индустрии Украины досталось около 500 крупных хлебозаводов. Их ассортимент продукции не отличался разнообразием. Но главная задача промышленности - обеспечить население недорогими булками и хлебом - выполнялась. В 2004 году доходы граждан снова начали расти, и они могут позволить себе пусть дорогой продукт, но отличающийся в лучшую сторону по вкусу. Это подтверждается данными Госкомстата Украины о структуре расходов на продукты питания. Так, в 1999 году у украинцев уходило на покупку хлебопродуктов 18% всех расходов на продукты питания. А в 2004 году доля расходов на хлеб сократилась почти на 4%. При этом средние доходы украинцев, а вместе с ними и расходы на продукты питания (включая хлеб) увеличились почти на 30%. То есть в абсолютном выражении затраты украинцев на хлеб выросли. Помимо спроса на хлеб начал расти спрос на кондитерские изделия. Многие крупные хлебозаводы, стремясь повысить рентабельность производства, решили внедриться в смежные отрасли, такие как кондитерская. Теперь в общем объеме производства хлебозаводов доля кондитерских изделий составляет 15-20%. В ежемесячные сводки Госкомстата Украины попадают только крупные и средние предприятия, способные выпускать свыше 10 тысяч тонн хлебобулочных изделий в год. По малым предприятиям в хлебной индустрии украинская статистика не ведет сплошного учета: предприятия с небольшими производственными мощностями обследуются выборочно. То есть точный объем производства мини-пекарен неизвестен. Однако доля малых пекарен в совокупном производстве хлеба в Украине достигла 20% и продолжает расти. Именно они, наращивая выпуск продукции, компенсируют спад производства на крупных предприятиях.
Снижение производства на крупных хлебозаводах и рост расходов на электричество, транспорт не оставляет хлебопекам выбора: они увеличивают отпускные цены каждые 2-3 месяца. В начале ноября 2002 года цены на хлеб в Киеве в очередной раз выросли. Осенний рост происходит в Украине уже третий год подряд. Обычно в это время года на рынок поступала недорогая мука из зерна нового урожая, и цены на хлеб падали. И только весной, когда запасы зерна, а вместе с ним и муки, заканчивались, хлеб дорожал. Последние 3 года повышение цен на хлеб происходит круглогодично. На руку хлебозаводам устойчивое снижение цен на муку в последние 2 года. С июня по ноябрь 2002 года хлеб обогнал муку в цене на 7%. И если еще год назад хлебобулочная отрасль оставалась наименее привлекательной для инвесторов среди всех отраслей пищевой промышленности, то с начала 2002 года она обрела инвестиционное очарование.
По прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет объем продаж хлеба не претерпит существенных изменений, правда, изменится структура потребляемых хлебобулочных изделий за счет того, что уровень доходов населения Украины по прогнозам должен вырасти и, соответственно, опять должна увеличиться доля потребления сдобы.