Методы выбора и определения необходимого числа оборудования
В настоящее время расчет потребности АТП в технологическом оборудовании и его выбор производится по данным действующего Табеля технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП России. Табель, как руководящий нормативный документ для всех АТП России, устанавливает типовые перечень и потребность в оборудовании по усредненным показателем (единым типам автомобилей, условиям их эксплуатации, типовым технологиям ТО и ТР, нормативам их трудоемкостей и т.п.) для специализированных АТП и не учитывает такие важные факторы, как разномарочность и разнотипность парка подвижного состава, местные производственные условия и условия эксплуатации автомобилей на АТП и т.д. Недоучет этих факторов приводит к ошибочности принимаемых решений при определении потребностей АТП в оборудовании, к снижению возможного перспективного уровня механизации ТО и ТР, эффективности механизации, нерациональному использованию оборудования и его распределению между участками и т. д.
Методика, разработанная в НИИАТе, дает возможность более правильного и объективного выбора и определения потребности в оборудовании каждого АТП на основе данных, характеризующих местные условия производства и работы подвижного состава. Методика может быть использована при:
- определении требуемых перечней и необходимого числа единиц технологического оборудования при реконструкции существующих и проектировании новых АТП, отдельных зон, участков;
- оценке правильности оснащения конкретного АТП технологическим оборудованием;
- распределении технологического оборудования между зонами, участками, постами;
- составлении ежегодных заявок АТП на приобретение нового технологического оборудования;
- разработке перспективных планов развития производственной базы АТП.
- Методика распространяется на все типы и модели технологического оборудования и инструмента, используемого при ТО и TP автомобилей.
- Выбор и составление перечня необходимого оборудования должны производиться по данным номенклатуры, технических характеристик образцов, приведенных в действующем Табеле, рекомендуемых в Методике, а определение штатного количества каждого образца согласно рекомендациям, приведенным в разделах Методики.
- Методика позволяет более полно учитывать местные условия работы АТП, существенно уменьшить вероятность принятия ошибочных решений при оснащении рабочих постов и мест оборудованием и распределении его между зонами и участками ТО и TP, способствует получению более высокого технико-экономического эффекта от осуществления намеченных мероприятий по механизации, повышению качества и снижению стоимости работ ТО и ТР.
- Определение потребности АТП в оборудовании заключается в выборе и составлении перечня необходимого оборудования и установлении штатного (необходимого) количества каждого образца.
- Содержание и объем работ по определению потребности АТП и СТО в оборудовании различны и зависят от характера и масштабов мероприятий и задач, намеченных к осуществлению (механизация отдельных работ, комплексное перевооружение зон, участков, реконструкция производственных блоков и видов ТО и Р, др.).
- Определение потребности в оборудовании производится на основании анализа и взаимной рациональной увязки факторов АТП и СТО факторов оборудования.
- Данные по АТП определяются по соответствующим (технической, отчетной и другой) документациям или расчетам, а по оборудованию - по техническим характеристикам каждого образца, приведенным в действующем Табеле каталогах по оборудованию, паспорте образца или в других источниках информации. При реконструкции АТП или строительстве новых данные устанавливаются по проектной документации.
- В зависимости от характера осуществляемых на АТП мероприятий при определении потребности в оборудовании учитываются все или только часть факторов АТП. Более разностороннему и глубокому анализу подвергаются факторы оборудования и АТП при определении потребности в дорогостоящих, сложных, крупногабаритных образцах оборудования.
- При определении потребности в ряде базовых образцов оборудования (линии мойки автомобилей и др.) путем расчета необходимо использовать данные о распределении трудоем костей ТО и TP в процентах по видам работ, приведенные в действующем Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
- При определении потребности в недорогих, простых по устройству образцах (тележки для транспортировки агрегатов автомобилей и др.) может оказаться достаточным использование одного-двух факторов АТП (например, число постов, число рабочих на участке).
Критерием правильности определения потребности АТП в оборудовании является соответствие установленных перечней и количества образцов оборудования производственным условиям, обеспечение качественного выполнения работ, с наименьшей продолжительностью и стоимостью.