Анализ выполнения мероприятий в России
1 мероприятие - ОАО «РЖД» с целью привлечения грузопотока в условиях спада потребностей в перевозках для устранения дополнительных задержек на границах по причине различия ширины колеи прорабатывает вопрос о продлении колеи 1520 мм через Словакию до Вены, который начинает приобретать международную поддержку. В будущем появится возможность рассматривать включение России в сеть трансевропейских экспрессов, как еще одного потенциального участника.
2 мероприятие - невозможно без развития контейнерной инфраструктуры на сети железных дорог и транспортной системы России в целом. Качество контейнерной инфраструктуры не соответствует ни текущим, ни перспективным потребностям. Причина - концентрация контейнерной инфраструктуры на железнодорожных станциях и портах и пользование по причине этого загруженными портовыми и железнодорожными мощностям, приводящие к затруднениям и задержкам в переработке. В то время как зарубежный опыт указывает на необходимость строительства отдельных контейнерных терминально-складских комплексов, имеющих оборудование для работы со всеми типами контейнеров. При этом обработка контейнерных поездов даже на таких терминальных комплексах должна выполняться без дополнительного переформирования.
3 мероприятие - применения для узлов, не имеющих развитых сортировочных устройств и периодически испытывающих затруднения с выгрузкой и перевалкой, плана формирования, предусматривающего формирование нескольких отдельных назначений по грузам, родам, принадлежности вагонов, районам в адрес рассматриваемой станции. В итоге, если при традиционном подходе формирования поездов на сортировочной станции для каждого назначения выделяется лишь одна струя для следования вагонов, то теперь на сортировочных станциях при необходимости предполагается выделение нескольких отдельных струй назначением на одни и те же станции. Реализацию данной меры можно проследить на примере сортировочных станций Батайск и Краснодар, для которых в плане формирования выделяется несколько назначений на станцию Новороссийск, но в адрес разных получателей.
4 мероприятие - на зарубежных сортировочных станциях после реализации четвертого мероприятия число сортировочных путей, согласно [3] стало достигать 60. Для существующих сортировочных станций выполнения данных требований невозможно по причине недостаточного путевого развития и отсутствия возможности его расширять.
Выходом из этого положения для России является строительство, так называемых, «сухих портов», которые, согласно классическому определению, представляют собой внутренние «сухопутные» транспортно-логистические терминалы, имеющие прямую связь с портом, реализуемую при помощи автомобильного и железнодорожного транспорта [7]. Назначением сухих портов является выполнение функций перевалочного пункта по хранению, консолидации грузов и подборке судовых партий, а также выполнения роли таможенного терминала, позволяющих разгрузить терминалы морских портов. Более того, понятие «сухой порт» уже вышло достаточно далеко за рамки классического определения. Если раньше сухие порты организовывались, как правило, в непосредственной близости от морских портов, то сегодня строительство таких терминалов возможно на удалении в несколько сот, и даже тысяч, километров от моря. Это стало возможным благодаря выполнению ими всех функций морского порта, за исключением того, что морские суда могут совсем не участвовать в транспортной цепочке.
5 мероприятие - направлено на сокращение простоев в транспортных узлах, а также частично решает проблему дефицита путевого развития, которая особенно обостряется на фоне роста общего вагонопотока при снижении вагонопотока по отдельным назначениям, приводящее к длительным простоям под накоплением. Более того рациональная подборка в составах групповых поездов легковесных и тяжеловесных групп вагонов различных назначений позволит максимально использовать установленные на направлениях длину и массу поездов, что будет способствовать сокращению размеров движения. Формирование групповых поездов в России не получило распространения по причине, с одной стороны, дополнительных операций по обмену на попутных станциях, с другой стороны, необходимостью выделения дополнительного пути, в случае накопления каждой группы на отдельном пути, либо дополнительной загрузки сортировочных устрой и снижения их перерабатывающих способностей при повторной сортировке вагонов по назначению. Данные причины можно устранить путем секционирования стрелочными съездами, уложенными посередине, нескольких путей в сортировочном парке (см. рис.1)
Рисунок 1 – Схема секционирования путей в сортировочном парке
По окончании накопления для формирования двухруппных поездов достаточно соединить группы вагонов на каждом пути без перестановки на другой путь. Такая технология ликвидирует повторную сортировку вагонов, маневровую работу при формировании двухгрупнных поездов и обеспечивает минимальную маневровую работу при формировании трехгруппных поездов, улучшает использование сортировочных путей.
6 мероприятие – возможно при наличие мощных грузопотоков, охваченных маршрутизацией, которая в США составляет 80% [12], в Великобритании - 92%, а в Китае максимально возможную, включающую 47% отправительской маршрутизации и 53 % технической маршрутизации. в России разработана и реализуется концепция интегрированной технологии управления движением поездов по твердому расписанию, согласно которой состав готовится к отправлению по «твердой нитке», не только обеспеченной локомотивом и локомотивной бригадой (на основе заданного на определенный период графика оборота локомотивов), но и согласованной по направлению следования, что существенно уменьшает непроизводительные потери. После модернизации не только технических мощностей, но и тяговых технология перевозок по «твердым ниткам» графика обеспечит значительные конкурентные преимущества на транспортном рынке за счет организации перевозки с минимальным сроком доставки, что особенно актуально для скоропортящихся и других ценных грузов.
Планирование перевозок