Принципы организации производства
В общем виде под принципами понимаются общие правила осуществления какой-либо деятельности. Принципы организации производства представляют собой исходные положения построения, функционирования и развития производственных процессов.
В современной науке выделяют следующие принципы организации производства, которые, дополняя друг друга, позволяют построить рациональные производственные отношения.
Принцип дифференциации предусматривает необходимость разделения единого процесса производства на составные элементы в виде отдельных процессов и операций для закрепления их в конкретных подразделениях предприятия.
Принцип специализацииориентирует исполнителей на осуществление отдельных производственных операций внутри определенного производственного подразделения.
Принцип комбинирования определяет необходимость взаимодействия отдельных производственных подразделений для исполнения задания производственного процесса.
Принцип концентрации обусловливает физическое сосредоточение подразделений, осуществляющих смежные производственные работы, что существенно снижает транспортные расходы.
Принцип пропорциональности предусматривает следование, при построении организационных структур, закономерностям сочетания количественных характеристик различных элементов производственных процессов друг с другом.
Принцип параллельности ориентирует исполнителей производственных заданий на одновременное выполнение отдельных работ, исходя из логики развития производственного процесса.
Принцип прямоточности ориентирует лиц, осуществляющих управление производственными процессами, оптимизировать пути физического перемещения объектов, средств труда, персонала и время осуществления производственных операций.
Принцип ритмичности предусматривает повторение всех производственных операций, связанных в единый процесс производства, через установленные и обоснованные периоды времени. Различают ритмичность выпуска продукции, ритмичность работы и ритмичность производства.
Ритмичностью выпуска называется выпуск одинакового и равномерно увеличивающегося (уменьшающегося) количества продукции за равные отрезки времени (выпуск телевизионного сериала). Тогда под ритмичностью работ понимается выполнение равных объемов работ (по количеству и составу) за равные интервалы времени (съемка определенного количества полезных метров в день). Ритмичность производства означает соблюдение ритмичного выпуска продукции и ритмичность работы.
Принцип непрерывностипредполагает минимизацию нетехнологических перерывов в работе предприятия, ликвидацию вынужденных простоев работников, участвующих в производстве.
Рационализации производственных процессов будет способствовать только одновременное соблюдение принципов организации производства.
Глава 2. Объекты организации производства
Предприятие
2.1.1. Предприятие как система
Основной особенностью современного научного познания является представление предприятия как системы, представляющей собой множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом с заданной целью.
Любая система управления состоит как минимум из трех подсистем: управляющей, управляемой и вспомогательной (рис. 2.1). Основными свойствами систем являются:
· целостность, предусматривающая иерархическое взаимодействие отдельных элементов системы друг с другом;
· эмерджентность, обусловливающая появление новых качеств у элементов системы, возникающих в результате их интеграции в единое целое;
· синергизм, означающий однонаправленность действий в определенной системе, результатом чего является повышение конечного эффекта;
· обособленность, определяющая самостоятельность действий подсистем в рамках, определенных системой;
· совместимость, характеризующая возможность интеграции обособленных элементов в систему;
· адаптивность, предусматривающая возможность приспособления системы к изменяющимся внешним условиям.
2.1.2. Классификация элементов предприятия
Для целей исследования и изучения производственной системы осуществляется классификация элементов, составных частей предприятия, а также отношений между ними.
Классификация элементов по содержанию. В этом случае выделяются следующие элементы: коллектив людей, машины и оборудование, материалы, энергия и информация, – все эти элементы взаимодействуют друг с другом, и предприятие можно рассматривать как сложную систему, включающую людей, материальные ресурсы и информацию.
В производственной системе предприятия выделяются следующие подсистемы:
· социальная – комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;
· производственно-техническая – материальные средства: комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;
· подсистема информации – информационные элементы и их взаимосвязи.
Классификация элементов по признакам управления и исполнения. Предприятие как система состоит из управляемой, управляющей и вспомогательной подсистем. Управляемая подсистема предприятия – это совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление продукции и выполнение услуг. Это обстоятельство вызывает деление управляемой системы на подсистемы в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовка производства и освоение новой продукции, производственных процессов, производственной инфраструктуры, обеспечение качества продукции, материально-технического снабжения, сбыта и реализации продукции.
Управляющая подсистема – это совокупность взаимосвязанных реализуемых людьми с помощью технических средств методов управления, обеспечивающих эффективное функционирование производства. К управленческой деятельности относятся планирование, регулирование, контроль, учет, стимулирование.
Вспомогательная подсистема включает в себя множество процессов, обеспечивающих возможность влияния управляющей подсистемы на управляемую. Основным элементом, обеспечивающим управленческие процессы, является прежде всего внутрипроизводственная инфраструктура предприятий: телекоммуникации, автоматизированные системы управления, энергетические, ремонтные службы. Также в состав вспомогательной подсистемы следует включить процессы, обеспечивающие нормальное функционирование персонала: содержание помещений, поддержание необходимого уровня освещения, шумоизоляции и др.
Классификация элементов по структурным подразделениям и процессам. Предприятие состоит из структурных подразделений, в которых осуществляется производство и управление. Их следует рассматривать как элементы (подсистемы) предприятия. В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цеха, участки, бригады; подразделения инфраструктуры – ремонтное, транспортное, складские хозяйства, инструментальное производство; отделы и службы заводоуправления, научно-технические подразделения и т.д.
В состав крупных предприятий могут входить элементы, которые функционируют обособленно, самостоятельно. В отличие от подсистем обычного типа их можно назвать локальными подсистемами.
2.1.3. Организационные структуры предприятия
Организационная структура предприятия представляет собой набор правил, определяющих субординацию, взаимосвязь производственных подразделений, вспомогательных и управленческих служб, а также координацию их деятельности.
При проектировании организационной структуры в рамках поставленной цели и принципов управления выявляются частные функции, которые должна выполнять система управления для достижения необходимого результата. На основании содержания функций определяются функциональные обязанности сотрудников, а также средства и методы коммуникаций между органами управления и прочим персоналом предприятия, необходимые для выполнения сотрудниками своих функций.
В соответствии с функциональной принадлежностью формируются рабочие подразделения, устанавливаются связи между ними и механизмы, осуществляющие такую взаимосвязь. Одновременно с этим происходит наделение руководителей системы и управляющих работников её подразделений определёнными полномочиями, достаточными для выполнения ими возложенных на них задач.
Параллельно с этим осуществляется формирование организационной культуры, которая определяет:
· отношения между сотрудниками предприятия;
· характер взаимоотношений между персоналом и социально-экономической системой при организации работ, приоритетного метода управления;
· принципы взаимодействия предприятия с внешним окружением (потребители, деловые партнёры, конкуренты).
Следует отметить, что многообразие внутренних и внешних связей, организационно-технический уровень, сложность технологии и масштаб производства, концентрация, специализация или диверсификация деятельности, свойства ассортимента продукции, структура, ёмкость занимаемого рынка и потенциальные сферы сбыта, особенности потребительского контингента, тенденции и перспективы развития конкурентов и конкуренции определяют формы и особенности организационных структур предприятия.
С позиций современных теорий управления и организации выделяют следующие типы организационных структур (таблица 2.1): линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, эдхократическая, партисипативная, предпринимательская.
Таблица 2.1
Типология организационных структур предприятия
Наименование | Характеристика | Упрощённая структура |
Линейная | Осуществляется прямая связь от руководителя к линейным отделам (производственным и вспомогательным) в виде административно-распорядительных мер (приказы). |
Продолжение таблицы 2.1
Функциональная | Производится передача указаний конечным исполнителям посредством функциональных отделов в форме прогнозов, планов, программ. | |
Линейно-функциональная | Руководители линейных (производственных) отделов организуют и координируют деятельность исполнителей в соответствии с задачами, оформленными функциональными подразделениями, в рамках генеральной цели, сформулированной высшим руководством. | |
Дивизиональная | Представляет собой укрупнённый вариант линейно-функциональной организационной структуры. В качестве линейных подразделений выступают дивизионы, которые также включают в себя собственные функциональные и производственные подразделения. |
Продолжение таблицы 2.1
Проектная (бригадная) | Проектные группы (бригады) ориентированы на достижение определённого результата и координируют собственную деятельность в соответствии с функционированием финансовых и линейных подразделений | ||
Матричная | Автономные группы осуществляют свою деятельность в рамках заданной проектом цели и координируют её с деятельностью линейных отделов, осуществляющих в данном случае вспомогательную функцию. При этом на основании запросов групп линейные отделы корректируют собственную жизнедеятельность. | ||
Эдхократическая | Реализовывается прямая двусторонняя связь между высшим и средним уровнями управления, а также между средним уровнем управления и исполнителями. В результате такой связи корректируется процесс производства. |
Окончание таблицы 2.1
Партисипативная | Выполняется двусторонняя прямая связь между конечными исполнителями и различными уровнями управления, направленная на улучшение процессов основной и вспомогательной деятельности предприятия. | |
Предпринимательская | Формируется двусторонняя прямая связь между исполнителями и различными уровнями руководства на основании открытых данных о тенденциях развития рыночной конъюнктуры, ресурсах предприятия и потребительских ожиданиях. |
Производственный процесс
В общем виде производственный процесс представляет собой трансформацию людьми информации, сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в товары и услуги, удовлетворяющие общественные потребности, с помощью средств труда.
Основным элементом производственных процессов выступает технологический процесс, который содержит целенаправленные действия по изменению и определению состояния предметов труда. В ходе реализации технологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда, трансформация информации.
Вместе с технологическим, в производственный процесс включается также ряд нетехнологических, вспомогательных операций.
Также производственные процессы дополняются естественными, в которых изменение предметов труда происходит под влиянием сил природы, без участия работников.
Разновидности производственных процессов. По своему значению ироли в производстве процессы подразделяются на: основные, вспомогательные, обслуживающие.
Основными называются производственные процессы, в ходе которых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемой предприятием.
К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающие бесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция, используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы по ремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработка пара и сжатого воздуха и т. д.
Обслуживающими процессами называются такие, в ходе реализации которых выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования и основных, и вспомогательных процессов (например, процессы транспортировки, складирования, подбора, комплектования деталей и т.д.).
В современных условиях, особенно в автоматизированном производстве, наблюдается тенденция к интеграции основных и обслуживающих процессов.
Совокупность основных процессов образует основное производство на предприятиях.
В организационном плане производственные процессы подразделяются на простые и сложные.
Простыми называются производственные процессы, состоящие из последовательно осуществляемых действий над простым предметом труда.
Сложный процесс – сочетание простых процессов, осуществляемых над множеством предметов труда.