Зарезка с кривым переводником и забойным двигателем.
Рисунок 3-3 | В этом методе (рис.3-3) кривой переводник устанавливается непосредственно над двигателем. Типичная КНБК включает в себя : Долото + Двигатель + Кривой переводник + Промывочный переводник + Ориентирующий переводник (UBHO) + Немагнитн. УБТ + Стальная УБТ + Толстостенная бур. труба + Бурильная труба. Ниппель кривого переводника устанавливается под углом 1-30. Кривой переводник заставляет менять направление бурения, “толкая” мотор в нужном направлении. По мере продвижения бурения, долото вынуждено следовать по кривой. Кривизна зависит от установочного угла кривого переводника, наружнего диаметра мотора и диаметра ствола. Она так же зависит от длины мотора и типа формации. Соответствующая комбинация этих параметров позволяет получить желаемую кривизну. Наличие ориентирующего переводника (UBHO) позволяет произвести замер, если возникнет необходимость. Из-за наличия несоосности долота и основной части колонны Вращение такого типа КНБК не желательно (кроме случаев осложнений в забое и переориентации). |
4. Искривлённый забойный двигатель
Наиболее обычный тип этого двигателя - это двигатель с изгибом в одном месте его корпуса (рис.3-4). Корпус двигателя - не прямой. Одно из его соединений (обычно нижнее) выполнено с установкой под точным углом и известно под названием угла установки двигателя. Угол установки обычно равен 1,50.
Рисунок 3-4 Рисунок 3-5
При углах, больших чем этот, становится трудным вращение и жизнь мотора укорачивается.Из-за близости угла изгиба к долоту, номинальный угол установки долота становится на много меньшим, чем в случае прямого двигателя и кривого переводника. Это показано на рис.3-5. Однако скорость изменения направления (кривизна) при относительно малом угле установки - велика.
Этот тип мотора можно применять при зарезке и корректировке направления ствола. На самом деле, этот мотор является основным компонентом КНБК, которую можно применить для ориентирования (“скользящий режим“) или прямолинейного бурения в режиме вращения. В режиме скольжения мотор изменяет направление ствола. Идеальным применением этого типа моторов является бурение всей секции от одной точки обсадки до другой. Теоретически, при условии правильно выбранной КНБК и долота, мотор может оставаться внутри скважины до следующей точки обсадки. Высокая стоимость мотора должна компенсироваться существенной экономией бурового времени из-за уменьшения числа спускоподъемных операций и высокой скорости проходки.
В настоящее время угол установки производится на поверхности. Следующим технологическим новшеством будет мотор с изменяемым углом в забое.