Этапы урока по технологии развития критического мышления

Технологии развития критического мышления

Вопросы лекции

1. Технологии развития критического мышления.

2. Технология полного усвоения знаний.

Литература

1. Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

2. Стратегия и тактика учителя. Сборник. Серия «Листая Перемену». – М.: 2005.

3. 3. Викентьева И. Ода синквейну // перемена. – 2002. - №3.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.,2000.

Вопрос 1. Технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления возникла в США в конце 20 века как реакция на недостатки традиционного образования. Как известно, традиционное образование основано на воспроизведении учебной информации, изложенной в учебниках или преподавателем на занятии. Суть такого образования заключается в том, чтобы как можно точнее воспроизвести учебную информацию. Чем ближе к источнику ученик воспроизведет текст, тем выше оценку он получит. Поэтому эта модель образования называется репродуктивной. От слова репродукция – воспроизведение. Очевидно, что основным механизмом получения учащимся информации является запоминание. Отсюда большое значение приобретает память. Она приобретает решающую роль в обучении, следовательно, нагрузка в большей степени ложиться на нее. Такие механизмы учебной деятельности, как мышление, воображение в меньшей степени задействованы в процессе обучения. Известно, что у всех людей разные способности к запоминанию: одни легко запоминают большие объемы информации, другим трудно запомнить даже небольшой объем информации. Следовательно, изначально существует неравенство возможностей в обучении. Учащиеся с хорошей памятью будут успешнее тех учеников, у которых память хуже. В этом заложен механизм неуспеваемости. Традиционное обучение формирует репродуктивный тип мышления. Ученики привыкают получать необходимые инструкции выполнения заданий и стараются наиболее точно их выполнить. К сожалению, при этом не формируется способность анализировать ситуацию, принимать самостоятельные решения, проявлять творчество в решении возникающих задач. (Пример об ученице-отличнице, которая не могла придумать, что нарисовать на свободную тему). Поэтому в США была предложена технология, которая получила название «Чтение и письмо для развития критического мышления». Данное название технологии порождает следующие вопросы: «что значит критическое мышление?», «почему чтение и письмо?».

Критическое мышление отличается от репродуктивного тем, что человек не принимает информацию на веру, а всесторонне анализирует ее, критически осмысливает и выражает свою собственную точку зрения на определенные факты и события. Следовательно, критическое мышление – это процесс формирования собственной позиции на основе анализа и оценки информации о чем-либо.

Это очень важная задача, которая стоит перед современной школой. Задача состоит не в том, чтобы готовить исполнителей, а в том. чтобы формировать творческих людей, способных критически мыслить.

Следующий вопрос, на который мы должны получить ответ, сформулирован нами следующим образом: «почему чтение и письмо?»

Процесс обучения, как известно, связан с информацией, с процессом ее анализа, усвоения и применения. Основным источником информации являются тексты (книги, учебники, статьи и т.п.). Поэтому стоит задача, используя навыки работы с текстом, сформировать критическое мышление.

Следующий вопрос, на который мы сегодня должны получить ответ формулируется следующим образом: «в чем особенности проведения учебного занятия в рамках данной технологи?»

Рассмотрим этапы проведения занятия по данной технологии.

Этапы урока по технологии развития критического мышления

Технологические этапы урока
1 стадия 2 стадия 3 стадия
Вызов: -актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях; - побуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения (в виде сформулированных вопросов). Осмысление содержания: - получение новой информации, соотнесение ее с имеющимися знаниями; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: -суммирование и систематизация новой информации; - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых вопросов.

Приемы (Кластеры, ИНСЕРТ)

Фаза вызова

Составление кластеров –способ систематизации знаний, выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.

Рассмотрим данную технологию на примере урока об Олимпийских играх.

1. Учитель спрашивает, что учащиеся знают об Олимпийских играх.

2. Ученики отвечают. Учитель записывает ключевые слова в виде кластера.

Первый вариант кластера

Этапы урока по технологии развития критического мышления - student2.ru

Наши рекомендации