Информационные потоки в логистических системах.
(из методички): Информационный поток - это системная совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационный поток может существовать в виде электронных и бумажных документов.
Информационные потоки классифицируются: в зависимости от вида связываемых потоком систем – горизонтальный и вертикальный; в зависимости от места прохождения – внешний и внутренний; в зависимости от направления по отношению к логистической системе – входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или отставать от него. При этом информационный поток может быть направлен как в одно сторону с материальным (в системах толкающего типа), так и в противоположную (в системах вытягивающего типа).
Например, опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременно с материальным потоком поступает информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь движения информационного потока может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Управлять информационным потоком можно: изменяя направление потока; ограничивая скорость передач до соответствующей скорости приема; ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
ИП измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации принята двоичная единица – бит или байт.
В практике хоз.деятельности информация может измеряться также количеством обрабатываемых или передаваемых документов; суммарным количеством документострок, обрабатываемых или передаваемых документов.
ИП представляет собой более сложное явление, чем материальный, в частности, он охватывает и такие подразделения предприятия, через которые материальные объекты прямо не проходят.
(из книги 300 ответов): Информационные потоки (ИП), связанные с организацией производства и распределением товаров, можно разделить на потоки уровня предприятия (микроуровень) и потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровня). Эти потоки формируют министерства, ведомства, торгово-транспортные организации, комиссии и ассоциации. На уровне предприятия формируются внутрепроизводственные ИП, связанные с оперативным управлением работой собственных служб, и внешние ИП, связанные с коммерческой деятельностью на рынке транспортно-логитических услуг. Внутрипроизводственные ИП подразделяются на вертикальные (директивно-формальные), имеющие характер приказов, распоряжений, отчетов, и горизонтальные (неформальные), имеющие координационно-справочный характер. Вертикальные ИП представляются инструкциями фискальных и законодательных органов, а также принятой в компании технологией управления. Они достаточно строго формализованы как по форме, так и по содержанию. Горизонтальные ИП могут принимать различные формы в зависимости от развития информационных технологий на предприятии.
Внешние ИП предприятия ориентированы на обеспечение менеджеров, руководителей различных служб и подразделений информацией справочного, делового, законодательного, аналитического и рекомендательного характера из различных внешних источников. ИП макроуровня служат для обеспечения стабильности и согласования в регулировании торговых и логистических операций/функций внутри стран и между государствами. Это регулирование осуществляется государственными и международными организациями и ассоциациями.
ИП также различаются в качественном отношении, поскольку для эффективной работы предприятия необходима информация разного рода: справочная; сведения о текущей оперативной работе на местах; специальная, необходимая для принятия управленческих решений.