Требования к расположению цехов

И участков предприятия

Рациональное расположение участков и цехов предприятия обеспечивается созданием кратчайшего транспортного пути грузов между цехами и участками, отсутствием возвратных движений грузов между технологическими процессами [15, с. 36]. К расположению цехов и участков предъявляется ряд требований: соответствие характеру взаимосвязи производственных участков и цехов предприятий; удобство и доступность подачи грузов; все производственные цехи и участки должны иметь самостоятельные выходы к бытовым помещениям и быть непроходными для людского и грузового потоков других цехов и участков; обеспечение техники безопасности.

Характер связи участков и цехов определяется степенью связи их между собой грузопотоками.

Грузопоток швейного предприятия определяется количеством и видом транспортируемых грузов, протяженность транспортных путей для каждого вида грузов. Грузами швейных предприятий сервиса являются: куски и отрезы материалов; спорки; пачки и детали кроя; меховые скрои; детали, узлы одежды в процессе их обработки и сборки; изделия, подготовленные к примерке; изделия, обмеленные после примерки; готовые изделия; изделия, предназначенные для ремонта.

Для сокращения пути перемещения грузов на предприятии участки и цеха, связанные прямым грузопотоком, располагают так, чтобы конец технологического процесса одного цеха или участка находился вблизи к началу процесса последующего цеха или участка.

На рис. 6 представлена взаимосвязь участков и цехов прямым грузопотоком для предприятия с централизованными цехами.

На рис. 7 представлена взаимосвязь прямым грузопотоком для ателье.

 
Требования к расположению цехов - student2.ru Требования к расположению цехов - student2.ru

Рис. 6. Взаимосвязь участков и цехов предприятия с централизованными цехами

 

Требования к расположению цехов - student2.ru Требования к расположению цехов - student2.ru

Рис. 7. Взаимосвязь участков и цехов ателье

Особо важную роль в грузопотоке играют транспортные средства. С их помощью грузы доставляют на необходимые участки или рабочие места с наименьшими затратами силы и времени.

На предприятиях применяют внутрифабричный и внефабричный транспорт. Внефабричный транспорт обеспечивает доставку грузов на структурные подразделения производственного объединения, КПП и т. д. Внутрифабричный транспорт обеспечивает перемещение грузов в пределах предприятия; он может быть межцеховой и внутрицеховой.

Межцеховой транспорт обеспечивает доставку грузов по цехам и участкам, внутрицеховой – перемещение грузов внутри цеха или участка. В качестве межцехового транспорта используют напольные тележки, кронштейны, транспортеры, подъемники, элеваторы, лифты, электропогрузчики и др. В качестве внутрицехового транспорта используют тележки различных видов, электроштабелеры, электропогрузчики, транспортеры, кронштейны, конвейерные установки и т. д. Применение транспортных средств связано с увеличением капитальных затрат, поэтому необходимо стремиться к рациональному размещению технологических процессов, участков, цехов и обоснованному выбору межцеховых транспортных средств. Особо тщательно транспортные средства следует выбирать для предприятий небольшой мощности, где можно окупить затраты на дешевый транспорт универсального типа.

Все участки и цеха должны быть связаны с бытовыми помещениями и иметь выходы в коридоры и к лестничным клеткам.

В соответствии с требованиями безопасности и протовопожарной охраны в крупных цехах необходимо предусматривать запасные выходы со свободным доступом к ним работающих в цехе.

Особенности размещения различных цехов и участков на плане предприятия и расстановки оборудования изложены в разд. 4−6 настоящего пособия.

Характер грузопотокапредприятия зависит от планировок оборудования и технологических процессов всех участков и цехов, вида транспортных средств и взаиморасположения цехов и участков.

Контрольные вопросы

1. Что такое «грузопоток»? Что является грузами швейного предприятия сервиса?

2. Перечислите требования, предъявляемые к расположению цехов и участков на плане предприятия.

Заключение

На современном этапе социально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. Поэтому в последнее время большое внимание уделяется подготовке высококвалифицированных специалистов по сервису, которые должны быть подготовлены для процесса оказания всего цикла услуг от получения заказа до его презентации.

Организационные аспекты функционирования швейных предприятий сервиса требуют к себе внимательного отношения, т. к. они в большей степени определяют методы проектирования и совершенствования технологических процессов оказания услуг.

Отмечено, что особенностью услуги по пошиву и ремонту изделий является ее двойственный характер: в ней сочетается «чистая услуга», реализуемая в процессе обслуживания, и материальная составляющая, выраженная в овеществленном результате труда. Следовательно, в данной сфере услуг рассматриваются две стороны процесса оказания услуги: производство и обслуживание.

В настоящем пособии были рассмотрены вопросы проектирования, реконструкции и технического переоснащения швейных предприятий сервиса. Уделено внимание разработке технологических процессов оказания услуг, приведена методика расчета производственных зон и участков предприятий данной отрасли.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по сервису являются не только технологические процессы сервиса, посредством которых выполняются заказы на услуги, но и человек и его потребности. В связи с этим, в пособии изложены характеристика и прогрессивные формы организации технологического процесса обслуживания в контактной зоне предприятия при оказании услуг различных видов и форм.

Особое внимание уделяется направлениям совершенствования проектирования процесса оказания услуг. Приведенная в пособии методика позволяет осуществить комплексное проектирование современного предприятия сервиса с учетом тенденций развития технологий в сервисе.

Изложенные в пособии общие методические приемы проектирования помогут приобрести опыт создания и реконструкции предприятий не только выпускникам, но и окажут действенную помощь руководителям и специалистам предприятий отрасли.

Библиографический список

1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент : учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 318 с.

2. Андреева, М. В. Конструктивное моделирование в САПР «Ассоль» / М. В. Андреева, Т. Ю. Холина // Швейная пром-ть. – 2001. – № 1. – С. 34–37.

3. Андреева, М. В. Проектирование внешнего вида изделий в САПР «Ассоль» / М. В. Андреева, Т. Ю. Холина, К. Г. Андреева, О. А. Немцова, О. Н. Чижик // Швейная пром-ть. – 2001. – № 5. – С. 36–41.

4. Андреева, М. В. Работа с лекалами и градация по нормам в САПР «Ассоль» / М. В. Андреева, Т. Ю. Холина, А. П. Павлов // Швейная пром-ть. – 2001. – № 3. – С. 27–30.

5. Андреева, М. В. САПР «Ассоль» − автоматизация технологической подготовки производства / М. В. Андреева, О. А. Немцова, К. Г. Андреева // Швейная пром-ть. – 2002. – № 2. – С. 30–31.

6. Бабаджанов, С. Г. Экономика предприятий швейной промышленности : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Г. Бабаджанов, Ю. А. Доможиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

7. Булатова, Е. Б. Компьютерные технологии проектирования одежды на базе системы «Грация» / Е. Б. Булатова, В. В. Размахнина, В. Г. Ещенко // Швейная пром-ть. – 2000. – № 1. – С. 38–40.

8. Воронкова, Т. Ю. Проектирование швейных предприятий. Технологические процессы пошива одежды на предприятиях сервиса : учебное пособие / Т. Ю. Воронкова. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 128 с.

9. Голубев, М. САПР технологических потоков швейного предприятия / М. Голубев, О. Мишенин, М. Чихалов // В мире оборудования. – 2004. – № 1. – С. 26–27.

10. Горемыкин, В. А. Бизнес-план: методика разработки / В. А. Горемыкин. – М. : «Ось-89», 2003. – 576 с.

11. Гражданский кодекс РФ. Ч. I и II. – М. : Инфра-М, 1997.

12. Кузьмичев, В. Е. САПР «Грация» − открытая система с широкими возможностями для проектирования одежды / В. Е. Кузьмичев, Г. И. Сурикова, Н. И. Ахмедулова // Швейная пром-ть. – 2003. – № 2. – C. 19–20.

13. Кулу-Заде, Р. А. Технологические процессы пошива одежды по индивидуальным заказам (на предприятиях бытового обслуживания населения) : учебное пособие / Р. А. Кулу-Заде, Т. Ю. Воронкова. – М. : ИПК Службы быта, 1986. – 77 с.

14. Мурыгин, В. Е. Основы функционирования технологических процессов швейного производства : учебное пособие для вузов и сузов / В. Е. Мурыгин, Е. А. Чаленко. – М. : Компания Спутник +, 2001. – 299 с.

15. Назарова, А. И. Проектирование швейных предприятий бытового обслуживания : учебник для вузов / А. И. Назарова, И. А. Куликова. – М. : Легпромбытиздат, 1991. – 285 с.

16. Наумович, С. В. Проектирование одежды с использованием САПР «Комтенс» / С. В. Наумович, Л. А. Эгмет // Швейная пром-ть. – 2002. – № 4. – С. 17–18.

17. Немирова, Л. Ф. Структура комплексной автоматизированной системы предприятия по оказанию бытовых услуг населению / Л. Ф. Немирова, О. В. Сидоренко // Совершенствова­ние системы подготовки специа­листов для сферы сер­виса : материалы ре­гиональной научно-практической юбилей­ной конференции (23–24 октября 2002). В 2 ч. Ч. 2. – Омск : ОГИС, 2002. – С. 103–105.

18. Панченкова, Л. С. Организация сервисной деятельности на предприятиях по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха : учебное пособие / Л. С. Панченкова, И. В. Алексеенко, Г. И. Илюхина. – Омск : ОГИС, 2006. – 101 с.

19. Постановление главы администрации Омской обл. от 01.11.94 г. об установлении типа и разрядности (класса) предприятий бытового обслуживания населения. – Омск, 2002. – 30 с.

20. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации: [утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025]. -М. : ИНФА-М, 2004. -14 с.

21. Прейскурант № Б 01 (01-15) на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам населения. В 3 ч. Ч. III. Отделочные работы, выполняемые на швейных изделиях. – М. : Прейскурантиздат, – 1986. – 47 с.

22. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик : перевод с англ. ; под ред. В. В. Кулибановой . – 2-е изд. – СПб. : Изд-во «Питер», 2002. – 752 с.

23. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса : учеб. пособие для вузов / под рук. и ред. д-ра эконом. наук, проф. А. Г. Новицкого. – М. : Про-Пресс, 2001. – 592 с.

Наши рекомендации