Тема 9. Производительность, конкурентоспособность и производственная стратегия
- Производительность
- Конкурентоспособность
- Стратегия
1.Производительность (далее П) – мера эффективности использования ресурсов; обычно отражается отношением выхода продукции к затратам на продукцию.
П= Выпуск /Затраты (9.1.1)
Выбор способа расчета производительности зависит в основном от цели расчета. (см. табл. 9.1.1)
Таблица 9.1.1.
Примеры различных типов расчета производительности
Неполная производительность | ВП[1]/труд | ВП/машины и оборудование | ВП/капитал | ВП/энергия |
Мультифакторая П | ВП/(Труд+машины и оборудование) | ВП/(труд+капитал+ энергия) | ||
Общая производительность | Произведенные товары или услуги/ все вложения использованные для их производства |
Часто наибольший интерес для руководства представляет измерение неполной производительности. В таблице 9.1.2 представлено несколько примеров таких вычислений.
Таблица 9.1.2.
Примеры расчетов неполной производительности
Производительность труда | Количество единиц готовой продукции на человеко-час Количество единиц готовой продукции в смену Добавочная стоимость на человеко-час Готовая продукция в рублях на человеко-час |
Производительность машин и оборудования | Количество единиц готовой продукции на машино-час Готовая продукция в рублях на машино-час |
Производительность капитала | Количество единиц готовой продукции на рубль вложений Готовая продукция в рублях на рубль вложений |
Производительность энергии | Количество единиц готовой продукции на киловатт-час Готовая продукция в рублях на килловат-час |
2. Конкурентоспособность – насколько эффективно компания удовлетворяет потребности клиента, по сравнению с другими компаниями, предлагающими сходный продукт.
Конкурентоспособность – важный фактор при определении – процветает компания, просто держится на плаву или терпит крах. Предприятия конкурируют друг с другом различными способами. Ключевые среди них: цены, качество, специфические способности товаров или услуг, производственная или сервисная направленность, подвижность производства и срока выполнения определенных операций.
3. Стратегия – план достижения целей организации. Тактика – это методы и действия, выполняемые для осуществления стратегии.
В целом отношения между общей задачей организации вплоть до фактических действий, иерархичны по совей природе. (Рис. 9.3.1)
Рис. 9.3.1. Иерархическая структура планирования и принятия
производственных решений в организации
Общая стратегия организации определяет направление деятельности организации. Она охватывает всю организацию в целом. Производственная стратегия имеет меньший радиус действия и касается, прежде всего, собственно производственного аспекта деятельности компании.
Производственная стратегия относится к изделиям, процессам, методам и ресурсам производства, качеству и ценам, срокам изготовления и графикам работы.