Оформление собранных текстов

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ ФОЛЬКЛОРА

Собиратель должен вести записи в черновой тетради, независимо от того, ведется ли аудиозапись. Одно из условий записи – точность. Внимательно слушайте мелодию песни, музыкальные паузы в ней, так как они определяют деление текста песни на строки и строфы. При оформлении материалов для отчета следует воспроизводить в тексте все частицы и междометия, услышанные при исполнении.

В черновой тетради ведите запись только на одной стороне листа, оставляя другую для различного рода помет и сносок по тексту, чтобы затем внести эти наблюдения в чистовой экземпляр, сдаваемый с отчетом.

Чтобы от руки записывать скоро и полно, надо использовать слова-сокращения, но так, чтобы их потом можно было расшифровать. Лучше ручную запись вести вдвоем, при этом предварительно договорившись о последовательности записи. Строки песен удобно записывать поочередно: один из записывающих ведет запись нечетных строк, а другой – четных, четко фиксируя окончание строки, обращая внимание на то, не перепутал ли ваш напарник последовательность записи. Сразу же по окончании записи следует сверить записи и восполнить пропущенное, расшифровать непонятные слова и «темные места».

Нельзя исправлять, редактировать, вносить что-то от себя в записываемый текст, если же в тексте есть пропуски, то указывается, кто – исполнитель или собиратель – сделал пропуск. В тексте ставится знак <...>.

В записях должны сохраниться характерные диалектные черты (синтаксические, лексические). Следует помечать особенности ударений в диалектных словах и словах, отличающихся особым произношением, отклонением от литературной нормы. В случаях затрудненного понимания диалектного слова надо выяснить у исполнителя его значение и сделать сноску внизу листа, на котором записан текст.

При записи произведений, где встречаются повторы, следует использовать подчеркивание. Стихи или отдельные слова подчеркиваются в зависимости от количества повторов (повтор строки, слова или группы слов обозначается подчеркиванием снизу, тройной повтор – двумя чертами).

Например:

Не от веселья пою песенки –

Вот такой я человек, я человек.

Хоть какое придет горюшко,

Я пою песенки век, песенки век.

В черновой записи текст фиксируется так:

Не от веселья пою песенки –

Вот такой я человек.

Хоть какое придет горюшко,

Я пою песенки век.

Или:

Шел-то мой миленький дорожкой,

Дорожкой мальчик столбовой,

Дорожкой мальчик столбовой,

Дорожкой мальчик столбовой...

Да девушка за ним бежала

Тропинкой, лесом, стороной,

Тропинкой, лесом, стороной,

Тропинкой, лесом, стороной...

В черновой записи:

Шел-то мой миленький дорожкой,

Дорожкой мальчик столбовой...

Да девушка за ним бежала

Тропинкой, лесом, стороной...

АУДИОЗАПИСЬ

При аудиозаписи необходимо создать естественную обстановку, чтобы диктофон не мешал исполнителю. Нужно помочь исполнителям удобно разместиться перед диктофоном. Запись хорового пения имеет свои особенности. Диктофон берет голоса четырех-шести певцов, поэтому не следует записывать большие составы. Люди со слабыми и низкими голосами должны находиться ближе к дктофону.

Лучше, если запись производится вдвоем: один работает с техникой, другой проводит беседу-опрос. По ходу работы можно чередовать обязанности. В то время, когда диктофон подготавливается к записи (или уже подготовлен), следует уточнить паспортные данные исполнителя, выяснить, кто является запевалой, если речь идет о группе исполнителей. Собиратель на пленку записывает, кто будет запевать эту песню, название песни с указанием бытовой ситуации, при которой песня исполняется.

Параллельно магнитофонной записи надо вести ручную запись. В рабочей тетради для ручной записи обозначить номер записи (этот же номер ставится в названии файла), стороны, число и место записи, номер песни и ее название, данные исполнителя.

Расшифровку текста следует делать в тот же день, давая сводный текст по аудио- и ручной записям.

Аудиозаписи (особенно первую) надо прослушать с исполнителями; если запись получилась некачественная или не понравилась исполнителю, следует повторить запись, не стирая первой.

Каждая запись должна начинаться с сообщения исходных данных (паспорта), то есть указания, где проводилась запись (область, район, сельсовет, населенный пункт), фамилии, имени, отчества, года и места рождения исполнителя (исполнителей). Перед каждым произведением назвать заглавие (или если его нет – первую строку) и жанр.

Каждый файл сопровождается реестром, в котором записаны названия произведений и указан их жанр в той последовательности, в какой они записаны в файле. Реестр хранится в вместе с диском.

ВИДЕОЗАПИСЬ

Видеозапись следует проводить так, чтобы исполнители не испытывали каких-либо неудобств, связанных со съемкой. Записывать надо и в момент проведения беседы, и в момент исполнения произведений фольклора, перемежая крупные и общие планы. Если записываются танцы, то обязательно записывать рисунок танца, то есть надо давать фигуру танцующего полностью или крупным планом танцевальные движения.

Следует снимать и виды населенного пункта, где проводилась запись, особенно те места, которые имеют отношение к разговору или заповедные места, храмы.

ОФОРМЛЕНИЕ СОБРАННЫХ ТЕКСТОВ

1. Записи фольклорных произведений оформляются в зависимости от жанровой и видовой принадлежности. Стихотворные жанры записываются с соблюдением членения текста на стихи, с выделением припевов, строф.

Прозаические жанры записываются с выделением абзацев, диалогов, прямой речи.

2. Текст каждой песни, сказки (любых других жанров) оформляется на одной стороне отдельного листа нелинованной белой писчей бумаги.

3. Перед текстом в правом верхнем углу листа оформляется паспорт записи. Он включает следующие сведения:

- область, район, название населенного пункта, где производилась запись;

- фамилия, имя, отчество (полностью) исполнителя, а также год и место его рождения, образование и профессия;

- дата записи;

- название жанра;

- фамилия и инициалы собирателя;

- номер записи на диктофон, порядковый номер звукозаписи на диске, если данное произведение записывалось на диктофон.

4. Каждый записанный текст должен сопровождаться комментариями (примечаниями). В них следует указывать, в каких бытовых условиях исполнялось произведение, в какой момент обряда. Здесь же надо объяснить непонятные диалектные слова, местное название жанра, если оно имеется.

5. На отдельных листах оформляются и описания обрядов (от одного информатора). Если такие сведения информатором излагались непоследовательно, то при переписывании их можно объединить в той последовательности, которая предложена в вопросниках. Нельзя объединять сведения, полученные от разных информаторов.

6. Если текст оказался большим и не уместился на одном листе, то его надо продолжить на новом листе, при этом следует листы пронумеровать.

Вторично писать паспорт не надо, если речь идет об одном тексте.

7. Частушки пишутся в количестве 5 – 6-ти на одном листе, а собранные от одного исполнителя оформляются под одним паспортом. Не разрешается записывать на одном листе небольшие по объему произведения одного жанра, но собранные от разныхисполнителей.

Принципы названия текстов:

песен: по первой строке, если песня известна под устойчивым названием, указать его в скобках;

обрядов: «Сватовство, пропой», «Родины и крестины», «Гадания и приметы» и т. д.;

сказки: записать название, данное информантом, и оставить место для названия по указателю сказочных сюжетов;

быличкиозаглавливаются по имени того сверхъестественного существа, которое оказывается в центре сюжета, например: «Про лешего», «Про оборотня»;

название преданийдается по имени главных действующих лиц: «О Степане Разине», «О разбойниках». Топонимические предания — «О названии села», «О названии оврага» и т. д.;

легенды– по главному персонажу или событию: «О явлении Богородицы», «О явлении чудотворной иконы»;

оглавление частушекдается по жанровым разновидностям: «Подгорная», «Семеновна», «Цыганочка», «Школьные-вольные» и т. д.

Материалы сдаются для отчета в пластиковой или картонной папке-сшивателе без надписи.

ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ

ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАПИСЕЙ

Краснодарский край,

Новокубанский р-н, п. Прикубанский.

Тимофеева Татьява Дмитриевна,

82 года, пенсионер.

Записано 5 декабря 2010г.

Песня литературного происхождения.

Записали: Михайлова Г.П.,

Степанова Е.Н. – студентки АГПА

ХАС-БУЛАТ МОЛОДОЙ

Хас-Булат молодой,

Бедна сакля твоя,

Золотою казной

Я осыплю тебя.

Дам коня, дам узду

И винтовку свою.

И за это отдай

Молодую жену.

Ты уж стар, ты уж сед,

Ей с тобой не житье,

На заре юных лет

Ты погубишь ее.

Под чинарой густой

Мы сидели вдвоем,

Месяц плыл золотой,

Все молчало кругом...

Краснодарский край,

Новокубанский р-н, п. Прикубанский.

Тимофеева Татьява Дмитриевна,

82 года, пенсионер.

Записано 5 декабря 2010г.

Лирическая песня.

Записали: Степанова Е.Н. – студентка АГПА

Наши рекомендации