При этом могут быть следующие способы и виды фаль­сификации

Ассортиментная фальсификациячаще всего происходит в результате: подмены одного сорта масла коровьего другим; одного вида масла другим.

Раньше наиболее распространенной ассортиментной фальсификацией коровьего масла была подмена сладко-сливочного масла высшего сорта (имеющего 82,5% жира) на первый. К ассортиментной фальсификации Вологодского масла также относится его реализация после 60 суток хранения, поскольку не все знают, что после этого срока оно пере­стает считаться Вологодским и должно продаваться как про­стое сладкосливочное масло высшего сорта.

Ну, а продажа весового коровьего масла очень часто сопровождается ассортиментной фальсификацией, посколь­ку покупателю сложно отличить один вид коровьего масла от другого, поэтому Бутербродное продают как Любительс­кое или Крестьянское, а Крестьянское реализуют как Лю­бительское. При покупке других видов масел, выработанных не в соответствии со стандартом, а в соответствии с различны­ми ТУ, вообще не представляется возможности идентифи­цировать и устанавливать их ассортиментную фальсифи­кацию.

Качественная фальсификация коровьего маслаприня­ла угрожающие размеры и может осуществляться путем: снижения содержания жира; введения добавок, не преду­смотренных рецептурой; добавления химических красите­лей и ароматизаторов; недовложения компонентов, преду­смотренных рецептурой.

Наиболее простой способ качественной фальсификации коровьего масла достигается за счет снижения содержания молочного жира. При этом в масле Любительском может быть не 78% молочного жира, как предусмотрено действу­ющим стандартом, а 76 и даже 75%.

На этикетках многих новых видов коровьего масла мы видим написанное большими буквами: "Масло деревенское", "Масло мягкое", "Масло городское", "Масло десертное", ''Масло-кладовая", и все они выпущены по ТУ. Но никто не видел этих ТУ, кроме самих разработчиков, и выяс­нить, какие ингредиенты туда входят и какие у того или иного масла должны быть органолептические и физико-хи мические показатели, никто не знает и узнать в принципе не может.

Например, чем Деревенское масло отличается от Кре­стьянского, никто не знает. Хорошо, если на обороте мел­ким шрифтом указан состав — можно хоть как-то сориен­тироваться, но видел ли кто-нибудь на том же "масле" про­центное содержание отдельных ингредиентов? Нет. Пото­му что производитель не обязан это делать, а специалис­там-экспертам вообще нельзя ни идентифицировать этот продукт, ни оценить его качество.

Коровье масло, пожалуй, является самым фальсифи-цируемым на сегодня продуктом. Магазины завалены разно­го рода "мягкими", "легкими", "облегченными", "сверхлег­кими" маслами.

Мягкие масла — это не масло или даже маргарин в чистом виде, а смеси в разных пропорциях животных жи­ров с растительными, рыбными, жирами морских живот­ных, то есть комбижиры. Если "жирность" Крестьянского сливочного масла, по нашему ГОСТу, должна быть не ме­нее 72%, то жирность мягких масел колеблется от 35 до 60%.

Писать на упаковках комбинированных масел слово "сливочное" производители не имеют права еще и потому, что, согласно действующему ГОСТу, в натуральном сли­вочном масле, кроме молочного жира (его получают из ко­ровьих сливок), содержится только вода — и никаких дру­гих жиров. Но слово "масло" продолжают употреблять, да еще нередко изображают на упаковках корову. По разным оценкам, 60—80% продукции, продающей­ся под видом масла, на самом деле представляют собой жи­ровые смеси. Такой продукт появился у нас вначале в им­портном исполнении, но теперь и российские производите­ли освоили его производство.

В свое время Европа и США столкнулись с подобной проблемой, но там сразу же ввели четкую классификацию этой группы товаров. Поэтому комбинированные жиры не называются словом "butter" (масло), для них придуманы от­дельные слова — "mix" ("смесь"), "spread" ("намазка"), т. е. продуктам присвоены собственные имена, и потребитель по названию сразу видит, что покупает.

В то же время лабораторные исследования, проведен­ные в нашей стране, показали, что в составе так называе­мых легких и сверхлегких масел типа "Долины Сканди" от­сутствуют вещества, которые делают масло коровье мас­лом. В продажу поступает просто-напросто смесь жиров растительного и животного происхождения. Еще более ос­торожным, как говорят эксперты, надо быть при покупке импортного топленого сливочного масла. В частности, сур­рогатами из смеси жира морских животных и рыб, арома­тизаторов и красителей оказалась продукция, поступаю­щая из Норвегии и Австрии. Только в России в настоящее время производится еже­годно 100—150 тыс. тонн гидрированных жиров, да столько же приходит из-за рубежа. И все это вводится, прежде всего, в коровье масло. При этом фальсификации могут быть самыми разнообразными, и все это покупается потребите­лем. Дело в том, что на Западе давно практикуется про­стой способ избавляться от просроченных запасов продо­вольствия: отправлять их в качестве гуманитарной помо­щи развивающимся странам. Предприимчивые коммерсан­ты увидели здесь новую нишу с немереными доходами и начали закупать эти бросовые продукты по бросовым це­нам. Это, в основном, переработанные жиры морских мле­копитающих, а также растительные масла (пальмовое, со­евое, рапсовое). Весь этот товар вновь перерабатывается, омолаживается (в основном в Европе) и поступает в Рос­сию, а у нас используется в составных продуктах. Ясное дело, что если эта информация будет указываться на то­варных этикетках, такие продукты никто не будет поку­пать, а если будут, то совсем по другой цене. Ясно и другoe: если Российское государство будет жестко нормиро­вать и жестко контролировать состав комбинированных продуктов, то кто-то останется без сверхприбыли.

Кстати, Министерство обороны РФ сегодня не на шут­ку обеспокоено тем, что есть угроза попадания продуктов из списанного натовцами сырья в наши армейские запасы и в наш госрезерв. Вероятно, военные по своим каналам най­дут способ защититься от такого "добра". А что делать нам, гражданским потребителям? Сам автор решил купить нормальное нефальсифици­рованное масло. Обошел несколько мелкооптовых рынков, магазинов — везде продавался мар­гарин под видом сливочного масла. Установить это было очень просто. В сентябре на юге коровы, естественно, еще питаются зеленой пищей, поэтому масло должно быть ин­тенсивно желтого цвета (за счет каротина, который содер­жится в растениях, поедаемых коровой), но все предлага­емые мне, якобы, масла были белого или слегка желтого цвета. Гормолзавод предлагает масло Крестьянское с пони­женным содержанием холестерина. Для специалиста ясно, что отделить холестерин от животного масла можно толь­ко специальными химическими реакциями, что запрещено в пищевом производстве. Тогда сразу же возникает вопрос: "Зачем дурить народ такой фальшивкой?". И можно с уверенностью сказать, кому все это выгодно. Именно за счет большой выгоды и рекла­мируют с экранов телевизора все эти фальшивки, потому что честный производитель не будет рекламировать свою продукцию. А чтобы иметь большие доходы от реализации, нужно фальсифицировать ту или иную продукцию, а часть этих доходов можно использовать на рекламу.

Сколько раз мы с вами покупались на лукавые назва­ния рекламируемых фальсифицированных продуктов, на­пример, типа "Масло деревенское". Куда лучше? Навер­няка настоящее. А попробуешь — с маслом и рядом не ле­жало, тем более с деревенским, поскольку выработано оно в городской подворотне.

Почему многие наши производители занялись комби­нированием, понятно. Одни ссылаются, якобы, на недостат­ки молока и уверенно заявляют, что летом они не балуют­ся фальсификацией, а вот в конце зимы, когда коровы пе­рестают доиться (бедным буренкам надо же когда-то уст­роить для себя отдых), вот тогда только они и занимаются фальсификацией. Ведь заводу или предприятию нужно ра­ботать круглогодично, поэтому в этот период в ход идет все, что в принципе съедобно: растительные и животные компоненты, всевозможные заменители, наполнители, аро­матизаторы, которые создают иллюзию молочного продук­та. Особенно популярными в последние два—три года ста­ли жиры морских млекопитающих и рыб. Потребитель должен точно знать, из какого сырья изготов­лен тот или иной продукт, что в него добавили, а не скры­вать это от него. Скажем, детские молочно-растительные продукты, выработанные из натурального сырья — это здоровая пища. А молочные продукты с жирами животного происхождения могут быть опасны для, страдающих диабетом, нарушениями холестерино­вого обмена.

В мире действует международный свод законов, кото­рый называется Codex Alimentarius. Он диктует: для про­дуктов со сложным составом в названии рядом со словом, например, "молоко" должно обязательно присутствовать и название немолочного компонента. Если молока в сложном продукте более 50%, — то это молочно-растительный про­дукт; если больше половины растительного компонента, — значит, он должен называться растительно-молоч­ным, т. е. какого компонента больше, тот и ставится в наи­меновании продукта на первое место. Причем кодекс жест­ко требует, чтобы ни на этикетке, ни в торговых докумен­тах, ни в рекламе не было слов, рисунков и прочих обо­значений, которые могут ввести покупателя в заблужде­ние. А у нас на каждой второй упаковке с растительным маргарином — милая буренка.

Это в первую очередь, даст возможность потребите­лям правильно ориентироваться в выборе товара. Во-вто­рых, упорядочить налоговую и таможенную политику. Ведь одно дело — брать налог с молочной продукции, где ог­ромные затраты и минимальная прибыль, другое дело — с молочно-растительной, где рентабельность уже на 10—15% выше, и с растительно-молочной, где самая высокая рен­табельность. Но благодаря существующей сегодня терми­нологии и кодированию производители и поставщики ловко маскируют свою продукцию под традиционную, обманывая не только потребителя, но и успешно скрывая свои ре­альные доходы и полученную сверхприбыль.

Производителям, например, которые стремятся к наи­высшей рентабельности, существующая система очень вы­годна. Импортерам тоже. Но совсем невыгодна потребите­лям, которым все меньше перепадает традиционных, при­вычных, качественных продуктов, выработанных по ста­рым стандартам, а не по новым ТУ. Невыгодна и государ­ству, поскольку скрывается налогооблагаемая база.

Однако имеется жесткое сопротивление со стороны Госстандарта России. Он настаивает на том, чтобы было вве­дено общее понятие "комбинированный продукт", свалив в одну кучу и молочно-растительные и растительно-молоч­ные продукты, а не как по требованиям Codex Alimentarius. Хотя, например, отечественная рыбная продукция, которая издавна идет на экспорт, у пас маркируется по всем правилам Codex Alimentarius. В этом случае Госстандарт непротив. А когда речь заходит о правильной маркировке молочной продукции для внутреннего потребления населе­нием России, Госстандарт творит, что хочет.

Определение фальсификации сливочного масла расти­тельными маслами, сыром или творогом проводят следую­щим образом. В пробирке или стаканчике смешивают взя­тые в равных объемах исследуемое масло, насыщенный раствор резорцина в бензоле и крепкую азотную кислоту (плотность 1,38). При наличии в пробе растительных масел появляется фиолетовое окрашивание.

Добавление маргарина или других гидрированных жи­ров в сливочном масле определяется по следующим пока­зателям:

1) наличие антиокислителей — бутилокситолуола, бу-
тилоксианизола;

2) пониженное содержание масляной кислоты;

3) повышенное содержание лауриновой кислоты.

В домашних условиях можно определить фальсифи­цированное масло несколькими способами:

1) приготовьте "гремучую смесь" из спирта и концент­рированной серной кислоты в соотношении 2:1. Растоплен­ное сливочное масло долейте к этой смеси тоже в соотно­шении 2:1. Смесь нагрейте до кипения и после охлаждения поню­хайте. Если остывшая смесь приятно пахнет ананасом, то это — настоящее сливочное масло. А если смесь пахнет крайне неприятно, — это маргарин;

2) в сосуд, лучше пробирку, положите немного куп­ленного масла и нагревайте сверху так, чтобы масло опус­тилось вниз. После этого масло нагревайте до кипения, но уже снизу. Если вы купили чистое масло, то оно почерне­ет и начнет тихо выделять пузырьки. А если в пробирке маргарин, то он посветлеет и будет кипеть бурно, выплес­киваясь наружу.

Информационная фальсификация коровьего масла —это обман потребителя с помощью неточной или искажен­ной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем иска­жения информации в товарно-сопроводительных докумен­тах, маркировке и рекламе. Например, вот некоторые на­звания маргаринов, которые разными путями пытаются выдать за масло коровье. Это "MASLO new onicorn" (Моск­ва-Амстердам), "Gold maslo" (Швеция). По телевизору все время спрашивают: что думают покупательницы о "Раме"? Они думают, что это очень вкусное масло, имеющее сли­вочный вкус, и его можно давать даже детям. Многие покупатели были уверены, что "Рама" — это масло коровье. Вот сила информационной фальсификации, через телевизионную рекламу. А ведь на упаковке от­кровенно написано: "Маргарин деликатесный". При фальсификации информации о коровьем масле довольно часто искажаются или указываются неточно сле­дующие данные: наименование товара; фирма-изготовитель товара; количество товара; вводимые пищевые добавки.

Сыры

За последние годы на российском рынке появился боль­шой ассортимент разнообразных сыров, и потребителю, ко­торый знал только Российский, Голландский сыр и плав­леные сырки на закуску, приходится разбираться в их боль­шом разнообразии. Для многих россиян сыр был деликате­сом и его потребляли, в основном, в крупных и средних городах, поскольку традиционно на Руси он не был извес­тен и его не изготавливали в домашних условиях. А по­скольку многие потребители не были хорошо знакомы с этим продуктом, то соблазн подделать или увеличить объемы производства сырной продукции всегда имеется как у реа­лизатора, так и у производителя молочной продукции. Поэтому возникают проблемы с проведением всесторон­ней экспертизы всех видов сыров, а в особен­ности плавленых сырков, поступаемых на рынки России.

Идентификационные признаки сыров. Сырыпредстав­ляют собой высокобелковый и высокожировой продукт, по­лучаемый путем отделения двух компонентов из молочного сырья (белка и жира), отформованный и подвергнутый про­цессу созревания (за счет разложения белковых веществ). В зависимости от формы, содержания воды и процесса созревания сыры подразделяются на 6 видов.

Твердые сырывырабатывают из свежего или пастери­зованного молока путем осаждения белков с помощью сы­чужного фермента, последующего отделения сыворотки и формования головок под давлением при высокой (58—68°С) или средней (41—43°С) температуре второго нагревания и созревания сыров с протеканием процессов декарбоксилирования аминокислот (выделение углекислого газа и фор­мирование глазков). Упаковывают в полимерные материа­лы или парафинируют.

Полутвердые сырыизготавливают из пастеризованно­го молока путем осаждения белков с помощью сычужного фермента, последующего отделения сыворотки и формо­вания головок самопрессованием при низкой (33-39°С) тем­пературе второго нагревания и созревания сыров с проте­канием процессов дезаминирования аминокислот (выделе­ние аммиака без формирования глазков). Упаковывают в алюминиевую фольгу.

Мягкие сырыполучают из сырого или пастеризован­ного молока путем осаждения белков сычужным фермен­том, последующим отделением сыворотки и формования небольших головок самопрессованием без второго нагрева­ния и созревания сыров с помощью слизи и/или плесени. Упаковывают в алюминиевую фольгу.

Рассольные сырыпроизводят из пастеризованного мо­лока путем осаждения белков сычужным ферментом, после­дующим отделением сыворотки и формованием небольших головок самопрессованием без второго нагревания и созре­вания сыров в рассоле. Упаковывают в бочки с рассолом.

Плавленые сыры (сырки)вырабатывают путем плав­ления твердых, либо специальной технологией. Упаковы­вают в алюминиевую фольгу.

Кисломолочные сырыизготавливают из пастеризован­ного молока путем осаждения белков молочной кислотой или добавлением сычужного фермента, с последующим от­делением сыворотки и формованием небольших головок са­мопрессованием без второго нагревания и созревания.

Во Франции, на родине сыра, имеются следующие его виды.

Камамбер (Camembert).Происходит из Нормандии, лучший — из департамента Pays d'Auge. Относится к груп­пе "мягких". Делается из сырого коровьего молока. Имеет белую морщинистую корку, слегка испещренную краснова­тыми пятнышками, и сливочного цвета упругую мякоть, которая ни в коем случае не должна быть пересохшей. Круг­лый, диаметром 15—20 см, продается обычно в фанерных коробочках.

Бри (Brie).Есть несколько разновидностей — Brie de Coulomiers, Brie de Meaux, de Melun. Наконец, просто Coulumiers. Происходит из Иль-де-Франс. Относится к груп­пе мягких и делается из сырого коровьего молока. Пред­ставляет собой лепешки 30—60 см в диаметре и толщиной 3—5 см, со слегка "пушистой" и красноватой коркой, под которой находится сливочного цвета нежнейшая, почти те­кучая масса. Этот сыр был известен в России уже в пуш­кинские времена и назывался "живым сыром" — благодаря именно консистенции массы, которая столь нежна, что дол­жна течь, но почему-то этого не делает.

Мюнстер (Mimster).Вырабатывается в Эльзасе, тоже "мягкий". Делается из коровьего молока. Круглый, диамет- ром около 30 сантиметров, с коричневатой упругой коркой и очень мягкой желтоватой мякотью. Один из самых острых сыров со специфическим ароматом.

Фондю о рэзан (Fondu au raisin).Представитель до­вольно немногочисленной "плавленной" семьи традицион­ных французских сыров. Небольшого размера, с тонкой свет­лой коркой и желтой мягкой, но упругой мякотью удиви­тельно тонкого, "фруктового" вкуса. В корку и иногда в мя­коть вкраплен сочный изюм.

Конте (Cornte).Один из самых славных представителей группы сыров Грюйер, более известных у нас под названи­ем Швейцарский сыр. Туда же входят Эмменталь и Бофор. Хороший Конте, однако, превосходит их всех и фруктовостью вкуса, и удивительным янтарным цветом, и качеством глазков — размером с грецкий орех. Кстати, о "фруктовости": сыроварни в Альпах недаром называются "fruiteries" — сыры из этой области на самом деле отличаются каким-то удивительным фруктово-ореховым вкусом, не встреча­ющимся больше нигде. Относится Конте, естественно, к сы­рам с высокой температурой второго нагревания и приго­тавливается из молока рыжих альпийских коров, вскорм­ленных на горных лугах.

Канкуайотт (Cancoillotte).Также относится к группе сыров с высокой температурой второго нагревания, тоже из Франш-Конте. Интересен тем, что делается из молока с добавлением белого вина и масла, один из самых нежирных сортов. Обладает желтой окраской с зеленоватым отливом и употребляется в подогретом виде.

Нантэ (Nantais).Делается из коровьего молока, проис­ходит из Бретани. Для его приготовления применяется про­цесс "прессования". Обладает гладкой желтой коркой и мяг­кой, мазеобразной мякотью, весьма мягкого — хотя и с довольно острым запахом — вкуса. Того же типа сыры Реб-лошон и Сен-нектар.

Канталь (Cantal)также относится к "прессованным" сырам. Это — продукт Оверни, в старину одной из самых бедных и отсталых областей Франции, где, кроме гор, овец, коров и небольших виноградников, ничего и не было. А те­перь их сыр, предназначенный для долгого хранения, стал необходимой частью французской гастрономии. Это — твер­дый, без глазков, с темножелтой мякотью сыр, солонова­тый, пряный и удивительно вкусный.

Броччио (Broccio).Изготавливается из подогретого и взбитого овечьего несоленого молока. Немного похож на брынзу или моцареллу, но куда нежнее. К сожалению, не может долго храниться.

Шабишу (Chabichou).Козий сыр цилиндрической фор­мы, небольшого размера, происходит из Пуату. У него до­статочно твердая мякоть и слегка плесневелая корка. Взрос­лея, он слегка засыхает и приобретает очень тонкий, островатый вкус.

Валянсэ (Valencay).Тоже козий сыр, из окрестностей города Валянс. Он — пирамидальной формы, с белой ост­рой мякотью и корочкой, присыпанной золой. Вообще, ко­зьи сыры в золе достаточно распространены: зола не толь­ко предохраняет сыр от преждевременного старения, но и придает поеданию сыра остроту чувств, тревожимых мыс­лью о бренности сущего.

Банон (Вапоп),приготавливаемый из овечьего молока. Маленький, плотный, округлой формы, жестковатый и островатый при всей своей мягкости — в общем, настоящий "провансалец". Продается аккуратно обернутым в кашта­новые листья, что предохраняет его от жары.

Все, конечно, знают Рокфор (roguefort).Но настоя­щий овернский Рокфор, приготавливаемый из овечьего мо­лока и выдерживаемый в естественных пещерах, имеет мало общего с местными подделками или даже французскими эрзацами в полиэтилене, доступными в супермаркетах. Этот сыр, возможно, один из самых древних во Франции, обя­зательно должен быть очень мягким, ни в коем случае не рассыпаться в крошки, его корка должна быть влажной, но не слизеподобной. Вот тогда вы и испытаете удовольствие от сложнейшего, перечно-травяного вкуса и аромата этого сыра.

Бле де Косе (Bleu des Causses),происходящий из округа Руэрг в Аквитании. Многие ставят его, благодаря "сливочности" его мякоти, в разряд "мягких" сыров. Однако острота вкуса и обилие ярко-синих прожилок все-таки приближают его к аристократическому семейству "плесневелых".

Кроме того, во Франции получают козьи и овечьи сыры, вымоченные в ароматизированном оливковом масле; сыры, выдержанные в коньячном спирту; сыры, созревающие вместе с рыбой, и т.п.

Ассортиментная фальсификация сыровчасто происходит за счет: подмены одного вида сыра, с более высоким содержанием жира, другим низкожирным; подмены одного |сорта сыра другим.

К ассортиментной фальсификации относится подмена сыра Российского (относится к группе Чеддер, содержит 50% жира на сухое вещество), имеющего более высокие потребительские свойства, на сыр Костромской или Пошехонский (относятся к группе Голландских, содержат только 45% жира на сухое вещество).

Также к ассортиментной фальсификации относится подмена Голландского круглого, имеющего 50% жира, на Голландский брусковый, в котором всего 45% жира. Отличить такую подмену очень просто. Сыры 50%-й жирности помечают восьмиугольником, а сыры 45%-й жирности — четырехугольником.

Качественная фальсификация сыровдостигается следующими способами: уменьшение содержания жира; повышенное содержание воды; подмена молочных белков соевыми; нарушение рецептуры плавленых сыров; нарушение технологических режимов созревания; введение консерван­тов и антибиотиков. Уменьшенное содержание жира в сыре можно полу­чить только в процессе производства, подготавливая и ре­гулируя исходное молоко к свертыванию, так же, как и повышенное содержание воды в сыре. Эти фальсификации образуются на первых стадиях производства сыра.

Еще более изощренная фальсификация сыров получа­ется при добавлении соевых белков,в особенности выде­ленных и полученных из генетически модифицированной сои. В результате получают молочно-растительный продукт, вызывающий сильные аллергические реакции у больных потребителей. Экспорт и импорт генопродуктов растут быстрыми темпами, и, по оценкам Минсельхоза США, Ко­миссии Евросообществ, а также ВОЗ и ФАО, к 2010 годам доля генного продовольствия в общем объеме мировой сельхозторговли достигнет 55—60%, в основном за счет резкого увеличения его экспорта из США, Канады, некоторых стран ЕС и Южной Америки. В Северной Америке ныне используют не менее 100 видов генетического сырья для производства продтоваров, в том числе и на экспорт. А они вывозятся и в Россию.

К качественной фальсификации относится также не­соблюдение технологических режимов производства сыров и, прежде всего, процесса созревания. Очень чаете можно увидеть на рынке твердые сыры ускоренного созревания. Их можно отличить по следующим признакам:

1. Глазки формируются во всем объеме сыра, а не в центре, как у правильно созревших; они имеют не глад­кие, а рваные края.

2. На зубах чувствуется поскрипывание неразрушенных молочных белков.

Очень часто такая фальсификация встречается у Российского сыра.

Поскольку срок реализации сыров небольшой (2—3 месяца), то в последнее время в него вводят антибиотик ни­зин для значительного удлинения срока реализации. Поэтому если вы на упаковке с фасованным сыром видите срок хранения более 2 месяцев, а на упаковке не указано, какие антибиотики введены, то перед вами — фальсификат.

Информационная фальсификация сыра —это обман
потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем иска­жения информации в товарно-сопроводительных докумен­тах, маркировке и рекламе. Например, если вы слышите, что сыр обладает диетическими, а тем более лечебными свойствами, то это очередная фальшивая информация. Ведь сыр получают путем разложения белков, а процесс разло­жения всегда назывался гниением, а гнилостный продукт не может быть диетическим или лечебным. Но при произ­водстве сыров, поскольку процесс разложения и протекает в контролируемых условиях, получается контролируемый продукт с определенными свойствами (например, очень на­глядно это видно по сыру Рокфор), но в конечном резуль­тате такого процесса всегда получается гнилостный про­дукт. А называть продукт разложения белков (гниения) дие­тическим продуктом — непрофессионально.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки молока и молочных про­дуктов и др.

Наши рекомендации