Частичный сброс нагрузки электростанции
4.3.1 Частичный сброс нагрузки электростанции может произойти из-за отключения или частичного сброса нагрузки энергоблока, котла, турбины, генератора и отсутствия резервной мощности на электростанции.
4.3.2 Причинами частичного сброса электрической нагрузки энергоблока могут быть:
- прикрытие главного сервомотора;
- прикрытие ГПЗ;
- снижение параметров пара;-понижение вакуума;
- повышение частоты в системе;
- дополнительный расход пара через пускосбросные или предохранительные устройства.
4.3.3 Частичный сброс нагрузки энергоблока может произойти вследствие отключения одного из двух работающих механизмов (бустерного, конденсатного, питательного, циркуляционного насосов, тягодутьевого механизма и др.), если резервный не включился.
4.3.4 Признаками частичного сброса электрической нагрузки из-за причин, указанных в п. 4.3.2, являются:
- уменьшение активной нагрузки по мегаваттметру и тока статора;
- понижение давления в регулирующей ступени ЦВД;
- уменьшение расхода пара, питательной воды и топлива.
4.3.5 Во всех случаях снижения нагрузки выясняется причина, вызвавшая сброс нагрузки.
4.3.6 При сбросе нагрузки из-за неудовлетворительной работы системы автоматического регулирования частоты и мощности (САРЧМ) отключается САРЧМ с переводом на дистанционное управление турбиной с БЩУ или по месту.
4.3.7 При сбросе нагрузки из-за неисправности в цепях управления турбиной снимается оперативный ток, управление турбиной осуществляется по месту и восстанавливается нагрузка.
4.3.8 О плохой работе системы регулирования турбины ставится в известность начальник смены котлотурбинного цеха и НСС. В дальнейшем оперативный персонал действует по их указаниям.
4.3.9 При снижении нагрузки, вызванном снижением параметров, выясняется причина снижения параметров и принимаются меры к их восстановлению. При необходимости устанавливается нагрузка на энергоблоке, обеспечивающая поддержание номинальных параметров и выполнение требований режимной карты. Одной из причин снижения параметров и паропроизводительности котла может явиться ухудшение качества твердого, жидкого и газообразного топлива.
4.3.10 При сбросе нагрузки контролируются:
- уровень воды в барабане, деаэраторах, конденсаторе;
- параметры пара, вакуум в конденсаторе, осевой сдвиг, относительное положение роторов и вибрация;
- температура масла на сливе из подшипников;
- горение в топке.
4.3.11 При аварийном отключении энергоблока оперативный персонал:
- контролирует работу защит и блокировок, не вмешиваясь в их действия, если они правильные;
- проверяет выполнение всех воздействий на механизмы и арматуру, предусмотренных системами защит и блокировок;
- особенно внимательно следит за прекращением подачи топлива и воды в котел, закрытием стопорных и регулирующих клапанов турбины, отключением генератора;
- квитирует ключи отключившихся механизмов, не дожидаясь выяснения причины аварийного отключения, принимает меры к обеспечению возможности последующего пуска энергоблока.
4.3.12 В случае невозможности пуска энергоблока (необходим ремонт оборудования) дальнейшие операции по останову производятся в зависимости от характера предстоящих работ.
4.3.13 При отключении котла оперативный персонал:
- контролирует срабатывания защит и блокировок, а в случае их отказа выполняет необходимые операции вручную;
- гасит топку, прекратив подачу топлива; прекращает подачу воды в котел, удостоверившись в отсутствии горения в топке; отключает котел от турбины и закрывает главные паровые задвижки; квитирует ключи отключившихся механизмов; загружает до предельной нагрузки другие работающие котлы, пускает резервные котлы для обеспечения заданного графика нагрузки; не дожидаясь выяснения причины аварийного отключения, принимает меры к обеспечению возможности последующего пуска котла (энергоблока).
4.3.14 При отключении питательного турбонасоса автоматически включается ПЭН. В этом случае котел немедленно разгружается до нагрузки, обеспечиваемой ПЭН, в следующем порядке:
- уменьшается расход топлива;
- устанавливается расход воды, соответствующий данной нагрузке, согласно требованиям режимной карты;
- подрегулируется тепловая нагрузка энергоблока исходя из необходимости поддержания температуры свежего пара на прежнем режиме.
4.3.15 При отключении дутьевого вентилятора, дымососа, РВП, мельничного вентилятора котел (энергоблок) разгружается до нагрузки, равной 60-65 % номинальной, автоматически при наличии автоматической системы аварийного раз-гружения блока (АСАРБ) или вручную оперативным персоналом.
4.3.16 При отключении генератора из-за аварии в энергосистеме НСС обеспечивает возможность его быстрого включения в сеть. Для этого после отключения от сети генератор оставляется в работе с нагрузкой с.н. Если при отключении генератора XX удержать не удалось, уже в процессе останова турбогенератор должен готовиться к развороту из горячего состояния. Целесообразно осуществлять быструю автоматическую разгрузку для обеспечения XX и сохранения с.н.
4.3.17 При отключении генератора от сети защитами при внутренних повреждениях наряду с отключением выключателя энергоблока отключается АГП и выключатели рабочего трансформатора с.н. со стороны шин 6 кВ. Одновременно срабатывают технологические защиты энергоблока, действием которых гасится топка и начинается останов турбины (закрываются стопорные клапаны и ГПЗ). Отключение генератора опасно возможностью разгона ротора турбины, особенно в случае пропуска или недозакрытия ГПЗ, стопорных или регулирующих клапанов. В этом случае персонал принимает все меры, указанные в инструкции организации, для предотвращения разгона ротора турбины и его повреждения.
Особое внимание необходимо обратить на наличие напряжения на шинах 0,4 кВ, от которых питаются электродвигатели рабочих механизмов, обеспечивающих сохранность основного оборудования, а также на сборках приводов задвижек и средств измерений.
Оперативный персонал выясняет причину отключения генератора и в зависимости от этого по согласованию с руководством ТЭС решает, выводить его в ремонт или готовить к включению.
4.3.18 Если одновременно с отключением генератора произошло обесточивание СШ, на которую включены также и резервные трансформаторы с.н., следует:
- обеспечить в первую очередь подачу напряжения (через резервные шины 0,4 кВ) на шины щитов машинного зала и котельной от резервных трансформаторов 6/0,4 кВ, не затронутых аварией, если это напряжение не было подано автоматически АВР шин 0,4 кВ;
- выполнить перевод турбогенераторов с аварийных масляных насосов на рабочие для предупреждения полного разряда аккумуляторных батарей. Включить в работу со стороны шин 0,4 кВ электродвигатели подзарядных агрегатов аккумуляторных батарей, если они отключались защитой обратного тока;
- отделить поврежденное оборудование и подать напряжение на шины от энергосистемы или через трансформаторы связи от шин другого напряжения электростанции, включить резервные трансформаторы с.н. и подать напряжение на обесточенные рабочие секции с.н.;
- подготовить оборудование и схемы для включения генератора в электросеть.
4.3.19 Во всех случаях сброса нагрузки на одном или нескольких энергоблоках (котлах, турбинах) оперативный персонал немедленно принимает меры к поддержанию заданного графика электрической нагрузки электростанции, нагружает оставшиеся в работе энергоблоки или пускает энергоблоки, находящиеся в резерве.
4.3.20 При невозможности восстановления по каким-либо причинам исходной нагрузки обеспечивается нормальная работа электростанции в новом режиме.