Классификация информационных технологий. Для классификации ИТ используются разные критерии

Для классификации ИТ используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:

· применение в предметной области;

· функции применения;

· тип обрабатываемых данных;

· способ передачи данных;

· способ объединения технологий.

По применению в предметной областиприкладное программное обеспечение де­лится на предметные и прикладные приложения.

Предметные приложенияпредставляют собой: типовые пакеты программ решения конкретных задач; подсистемы экономических ИС; функциональные информационные системы. Примерами типовых программ решения конкретных задач яв­ляются АРМ - автоматизированные рабочие места работников организации.

Автоматизированным рабочим местом - АРМ - называют персональный компь­ютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение автоматизация рутинных работ информационного работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, складского работника, операциониста банка, менеджера. Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсистемы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т.д.

Примерами функциональных ИСявляются банковские, страховые, налоговые и другие системы.

Для создания предметных приложений, функциональных ИС и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и ИТ общего назначения. Примерами обеспечивающих предметных технологий являются Project Expert, Marketing Expert, приложения фирм 1С, Галактика, ПАРУС, BAAN, BaySIS и др. Для применения обеспечивающего предметного приложения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной области.

Прикладные приложенияявляются ИТ об­щего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практиче­ски во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, интернет. Для их изучения не требуется зна­ние предметной области.

По функциям примененияможно выделить следующие виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.

Для автоматизации типовых расчетовбыли созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях (например, электронные таблицы).

Для хранения данныхбыли разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование раз­ных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к появле­нию распределенной обработки данных, информационных хранилищ.

Документооборотозначает, что на компьютере должны решаться задачи система­тизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности инфор­мационных работников. Автоматизация обработки документов начиналась с использо­вания текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультиме­дийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.

Для автоматизации функций коммуникацииразработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удален­ными пользователями разработана электронная почта.

Для организации коллективной работыотдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и техно­логии организации групповой работы.

Для поддержки принятия решенийразрабатывались экспертные системы и базы зна­ний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, деловые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.

По типу обрабатываемых данныхможно выделить текстовые, табличные, графи­ческие, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.

Текстовыеданные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией. Числовыеданные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД). Графическиеданные обрабатываются двух- и трехмер­ными графическими процессорами. Мультимедийные технологии и видеоконференция обрабатывают все типы данных, включая объекты реального времени: звуки видео.Геоинформационные технологии обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственныеданные. Знанияиспользуются в экспертных системах, системах поддержки принятия решений, аналитических системах, относящихся к управленческим технологиям.

По способу передачи данныхможно выделить сетевые и несетевые информацион­ные технологии. Сетевые ИТ обеспечиваются сетевой опера­ционной системой. К ним относятся электронная почта, распределенная обработка дан­ных, информационные хранилища, электронный документооборот, технологии интранет, интранет/интернет, видеоконференции.

Информационные технологии, работающие под управлением операционной сис­темы, относятся к несетевым.В них включаются технологии электронного офиса, кроме электронной почты, электронных таблиц и графических процессоров.

По способу объединенияможно выделить интегрированные ИТ общего назначения и технологии интегрированных систем общего назначения.

Интегрированная информационная технологияпредставляет собой совокупность отдельных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, электрон­ный офис).

Интегрированная ИСпредставляет собой объединение интегрированных технологий с развитым информаци­онным взаимодействием между ними в единую систему, при этом происходит услож­нение и интеграция выполняемых функций, трудно вычленить первоначальные тех­нологии. Примером интегрированной информационной системы является информа­ционное хранилище.

Наши рекомендации