Классификация информационных технологий. Для классификации ИТ используются разные критерии
Для классификации ИТ используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:
· применение в предметной области;
· функции применения;
· тип обрабатываемых данных;
· способ передачи данных;
· способ объединения технологий.
По применению в предметной областиприкладное программное обеспечение делится на предметные и прикладные приложения.
Предметные приложенияпредставляют собой: типовые пакеты программ решения конкретных задач; подсистемы экономических ИС; функциональные информационные системы. Примерами типовых программ решения конкретных задач являются АРМ - автоматизированные рабочие места работников организации.
Автоматизированным рабочим местом - АРМ - называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение автоматизация рутинных работ информационного работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, складского работника, операциониста банка, менеджера. Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсистемы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т.д.
Примерами функциональных ИСявляются банковские, страховые, налоговые и другие системы.
Для создания предметных приложений, функциональных ИС и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и ИТ общего назначения. Примерами обеспечивающих предметных технологий являются Project Expert, Marketing Expert, приложения фирм 1С, Галактика, ПАРУС, BAAN, BaySIS и др. Для применения обеспечивающего предметного приложения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной области.
Прикладные приложенияявляются ИТ общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, интернет. Для их изучения не требуется знание предметной области.
По функциям примененияможно выделить следующие виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.
Для автоматизации типовых расчетовбыли созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях (например, электронные таблицы).
Для хранения данныхбыли разработаны базы данных и системы управления базами данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к появлению распределенной обработки данных, информационных хранилищ.
Документооборотозначает, что на компьютере должны решаться задачи систематизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности информационных работников. Автоматизация обработки документов начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.
Для автоматизации функций коммуникацииразработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленными пользователями разработана электронная почта.
Для организации коллективной работыотдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и технологии организации групповой работы.
Для поддержки принятия решенийразрабатывались экспертные системы и базы знаний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, деловые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.
По типу обрабатываемых данныхможно выделить текстовые, табличные, графические, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.
Текстовыеданные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией. Числовыеданные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД). Графическиеданные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами. Мультимедийные технологии и видеоконференция обрабатывают все типы данных, включая объекты реального времени: звуки видео.Геоинформационные технологии обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственныеданные. Знанияиспользуются в экспертных системах, системах поддержки принятия решений, аналитических системах, относящихся к управленческим технологиям.
По способу передачи данныхможно выделить сетевые и несетевые информационные технологии. Сетевые ИТ обеспечиваются сетевой операционной системой. К ним относятся электронная почта, распределенная обработка данных, информационные хранилища, электронный документооборот, технологии интранет, интранет/интернет, видеоконференции.
Информационные технологии, работающие под управлением операционной системы, относятся к несетевым.В них включаются технологии электронного офиса, кроме электронной почты, электронных таблиц и графических процессоров.
По способу объединенияможно выделить интегрированные ИТ общего назначения и технологии интегрированных систем общего назначения.
Интегрированная информационная технологияпредставляет собой совокупность отдельных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, электронный офис).
Интегрированная ИСпредставляет собой объединение интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему, при этом происходит усложнение и интеграция выполняемых функций, трудно вычленить первоначальные технологии. Примером интегрированной информационной системы является информационное хранилище.