Моделирование процесса трансферта инновационных технологий
Трансферт технологий представляет собой передачу научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, для создания и выпуска новой продукции.
На рис.3.6 представлена функциональная диаграмма IDEF0 для разработки методов трансферта технологий.
По результатам обзора и анализа иностранных патентных документов по высоким и критическим технологиям в данной РГР были предложены для разработки предварительных проектов технологической документации и оптимизации проектно-технологических решений по трансферту технологий следующие разработки.
Для выполнения экспертизы, математического моделирования и оптимизации проектно-технологических решений по разработке инновационных технологий также может быть применена система математического моделирования MatLab и пакет математического моделирования Fuzzy Toolbox. Ниже приведены примеры зарубежных патентных документов( рис.3.7; рис.3.8, рис.3.9), соответствующих вершинам графа (рис.3.5.)
Рис.3.6. Функциональная диаграмма IDEF0 методов трансферта технологий
Рис.3.7 Французский патент на способ изготовления кромки лопатки вентилятора
Рис.3.8. Английский патент на способ линейной сварки трением
Рис.3.9. Французский патент на устройство охлаждения дисков турбин
Заключение
Разработанные методы системного анализа развития авиационной техники и технологий позволяют в аналитическом виде объяснить закон смены поколений техники и технологий ГТД. Объяснение этого закона основывается на статистическом описании отличий нескольких волн развития авиационной техники и технологий. S-образные закономерности развития авиационных двигателей, установленные в ходе работы, позволяют определить тенденции развития летательных аппаратов и их двигателей, а также разработать рекомендации по определению приоритетов их дальнейшего совершенствования.
Разработанная электронная база данных в системе MS Access по высоким, критическим и узловым технологиям авиадвигателестроения (вентилятор, компрессор, камера сгорания, турбина, форсажная камера и реактивное сопло) позволяет осуществить компьютерное моделирование единых технологий авиадвигателей нового поколения.
Предложенный метод выбора высоких узловых технологий позволяет наглядно и доступно реализовать задачу поиска "ядра решений" для технологического обеспечения создания конкурентоспособных газотурбинных двигателей, что дает возможность конструкторам и технологам применить представленные в патентах и научной литературе знания для определения наиболее прогрессивных конструкторских и технологических решений в инновационных проектах создания и постановки на производство конкурентоспособных изделий нового поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баргатинов В.А. Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. -1072 с.
2. Методические рекомендации «Лабораторный практикум по дисциплине «Технологическая инноватика» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т Сост.: С.Г. Селиванов, С.Н.Поезжалова – Уфа, 2008. – 73 с.
3. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных двигателей/под ред. В.А.Скибина и В.И.Солонина. –М.:ЦИАМ. 2004.-424с.
4. Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А. Инноватика. Учебник для вузов. 2-е изд. М. : Машиностроение, 2008. 721 с.
5. Селиванов С. Г., Поезжалова С. Н. Автоматизированная система научных исследований высоких и критических технологий авиадвигателестроения // Вестник УГАТУ. 2009. т.13, №1 (34). С. 112–120.
6. Селиванов С. Г., Поезжалова С. Н. Сопоставительный анализ инновационных закономерностей развития авиационных двигателей // Вестник УГАТУ. 2010. т.14, №3 (38). С. 72–83.
7. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Под ред. В.Л.Попова.- М.: ИНФА-М, 2007.336 с.
[1] Названный Указ определил решение следующих приоритетных задач:
- модернизации и инновационного развития экономики;
- развития национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учётом развития ключевых производственных технологий;
- создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций к 2015 году;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей к 2018 году в 1,3 раза;
- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза;
- утверждение государственной программы «Развитие науки и технологий»;
- утверждение до 1 января 2013 г. государственных программ Российской Федерации, включая такие, как «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
Как видно из приведенного перечня задач развития промышленности для достижения поставленных целей и повышения конкурентоспособности предприятий отечественного машиностроения необходимо масштабное внедрение инноваций.
[2] Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 №230-Ф3, часть 4
[3] Федеральный закон о передаче прав на единые технологии от 22 декабря 2008 года
[4] Единая система технологической документации. Справочное пособие/ Б.С. Мендриков. М.: изд. стандартов, 1992
[5] в том числе нового или усовершенствованного сырья или материалов, новой или усовершенствованной услуги, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения
[6]Учреждения академий наук, научно-исследовательские институты, специальные конструкторско-технологические бюро, опытно-конструкторские бюро, государственные научно-производственные предприятия.
[7] Временные творческие коллективы, рисковые (венчурные) подразделения предприятий или венчурные компании, инкубаторы бизнеса.
[8]Технопарки, инженерные (инновационно-технологические) центры при университетах, центры нововведений, университетско-промышленные центры.
[9] Технополисы, центры промышленных технологий.
[10] Научно-производственные объединения, совместные предприятия, консорциумы, альянсы (ассоциации), союзы, в том числе финансово-промышленные группы, холдинги и другие объединения предприятий.
[11] stealth – скрытность
[12] Short Take-Off Vertical Landing
[13] Баргатинов В.А. Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. -1072 с.
[14] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общей ред. д. т. н. Скибина В.А., к. т. н. Солонина В.И. М.: ЦИАМ, 2004. – 424 с.
[15] Допускается включать в анализ и другие агрегаты , узлы и сборочные единицы, например, коробку приводов агрегатов, стартер-генератор, аксиальный насос-регулятор и другие агрегаты
[16] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общей ред. д. т. н. Скибина В.А., к. т. н. Солонина В.И. М.: ЦИАМ, 2004. – 424 с.
[17] Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А. Инноватика: учеб. для вузов. М.: Машиностроение. 2008. 721 с.