Формирование частотной таблицы

В тех случаях, когда выборка имеет большой объем, т.е. число значений более 30, для упрощения расчетов применяют «способ отсчета от условного нуля». Полученный ряд экспериментальных значений делят на классы (интервалы). Исходя из количества элементов совокупности m, число классов k определяют по формуле (с округлением до целого):

k = 3,332·lg (m +1) при 50 < m < 200;

k = Формирование частотной таблицы - student2.ru при m > 200.

Например, для m = 50 принимаем k = 7.

Находим в анализируемой выборке максимальное Ymax и минимальное Ymin значения и определяем величину интервала:

Формирование частотной таблицы - student2.ru . (2.1)

Составляем таблицу и разносим все значения анализируемой совокупности по соответствующим классам.

№ класса К k
Границы класса Формирование частотной таблицы - student2.ru Формирование частотной таблицы - student2.ru Формирование частотной таблицы - student2.ru К Формирование частотной таблицы - student2.ru
Значения Yi          
Частота mi          
Среднее Yi*          

Количество случайных величин в каждом классе mi называется частотой. После сортировки значений определяем частоту mi и математическое ожидание (среднее) Yi* в каждом классе.

Дальнейшие расчеты сводим в таблицу.

  Границы классов mi Yi* yi mi·yi yi2 mi·yi2 miT Формирование частотной таблицы - student2.ru
      -3          
      -2          
      -1          
               
               
               
               
Σ ¾   ¾ ¾   ¾   ¾  

Значение Yi* в том классе, где mi принимает максимальное значение, называется условным нулем выборки Y0*.

Значения yi находятся по формуле (и округляются до ближайшего целого):

Формирование частотной таблицы - student2.ru . (2.2)

Определение оценок математического ожидания,

Среднего квадратического отклонения и квадратической неровноты

По способу отсчета от условного нуля находим среднее значение выборки:

Формирование частотной таблицы - student2.ru . (2.3)

Находим среднее квадратическое отклонение и квадратическую неровноту:

Формирование частотной таблицы - student2.ru ; (2.4)
   
Формирование частотной таблицы - student2.ru (2.5)

Определение закона распределения исследуемой величины

Задаемся видом предполагаемой дифференциальной или интегральной функции распределения. Как правило, случайные величины, являющихся предметом анализа при исследовании технологических процессов легкой промышленности, отвечают нормальному закону распределения:

Формирование частотной таблицы - student2.ru (2.6)

Вычисляем теоретические частоты miT в каждом классе:

Формирование частотной таблицы - student2.ru (2.7)

Полученные значения заносим в таблицу и определяем наблюдаемое значение критерия Пирсона:

Формирование частотной таблицы - student2.ru (2.8)

По таблице приложения Г определяем критическое значение критерия Пирсона Формирование частотной таблицы - student2.ru при условии, что доверительная вероятность PD = 0,95 и число степеней свободы f = k − 2.

Если Формирование частотной таблицы - student2.ru , то анализируемую величину можно считать распределенной по нормальному закону. Если Формирование частотной таблицы - student2.ru , необходимо использовать другие функции (логнормальную, экспоненциальную, показательно-степенную и др.) до нахождения распределения, адекватного исследуемой случайной величине.

Наши рекомендации