Структура информационного бизнеса

Вступление

В процессе эволюции общества создаются новые отрасли, новые сферы деятельности, способные кардинально изменять его. Так было при возникновении промышленности. Теперь же информационные технологии вторгаются в нашу повседневную жизнь, изменяют человека и его окружение, изменяют мировое сообщество, дают основу для поступательного развития общества. Новая отрасль приводит к коренным переменам в бизнесе, делая его более динамичным, совершенным.

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой – является самостоятельной сферой бизнеса.

Информационный бизнес в западных странах зародился в 60-х гг., формировался как самостоятельная отрасль в 70-х, а в 80-е гг. превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Сначала информационные технологии использовались в связи со сложностью и дороговизной только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и создали возможность повышения их эффективности. В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Громадные масштабы этого «монстра» современной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 г. достигло 2 трлн. дол. (удвоение оборотов с 1986 г. произошло всего за 4 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х гг. было занято уже около 60% всех работающих. Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.

Структура информационного бизнеса

Переходя к инфраструктуре информационной отрасли, необходимо отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой (сегодня это в основном персональные компьютеры), информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса, необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Вот несколько таких подходов. Ю. М. Каныгин выделяет следующие основные элементы: ВЦ различного типа; абонентские пункты, дающие абонентам доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов, обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные элементы отрасли, удовлетворяющие потребности ВЦ в программном и информационном обеспечении (фонды алгоритмов и программ, банки данных, знаний и т. д.), а также различные обеспечивающие элементы. Это пример анализа инфраструктуры, сложившейся у нас. Другой пример – анализ инфраструктуры информационного бизнеса, сложившейся в США (хотя там также имеются разные подходы). Например, Э. Эттингер разработал схему развития информационного бизнеса, в основу которой положена компьютеризация различных сфер экономики. В центре – компьютер, а вокруг располагаются остальные элементы бизнеса – от каналов связи к конечному продукту.

Еще одна схема была предложена Л. Джемом и является одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и понимания информационной инфраструктуры3. Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности, не все из которых прямо связаны с информацией. Тем не менее, каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для информационного бизнеса:

1) содержательная информация (кинофильмы; газеты, журналы; микрофильмы; информационные бюллетени, отдельные релизы, справочные указатели; книги, доклады, публикации, записки; видеодиски, пленки, лазерные диски);

2) вспомогательные услуги (рисковый капитал, банки; системы искусственного интеллекта, проектирование систем; разделение времени работы систем; программирование; электронная передача документов, ввод данных; маркетинг, рекламные агентства; биржевое маклерство, бюро услуг);

3) информационная технология (компьютеры, терминалы; конторское оборудование; оптическая аппаратура; микрофильмы, лазерные диски; печатное оборудование, бланки учета; размножение документации;

4) интегрирующая технология (терминалы; персональные коммутаторы; речевые системы, факсимиле; цифровые данные);

5) средства связи (радио, телевидение, телефон; системы передач; видеодиски, волоконная оптика; средства почтовой связи, коммутаторы);

6) каналы связи (доставка нарочным, почта; телеграф, телефон; международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие средства связи; кабельное телевидение; передвижная и блочная аппаратура);

7) каналы теле- и радиовещания (радиосеть, региональные сети; телесеть, телефакс; коротковолновая связь);

8) смысловые услуги (служба новостей; исходная информация для электронных и неэлектронных банков данных; информация о фондовой бирже, информационные маклеры; библиотеки, видеотеки; статистические индексы; банки данных; речевые системы).

Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень подробно и включает большое количество различных видов деятельности, хотя в реальности сегменты могут пересекаться в отдельных областях.

Информационные технологии

Считая информационные технологии двигателем информационного бизнеса, сконцентрируем внимание на их содержании и роли.

Информационная технология включает в себя «козырные карты» современного информационного бизнеса: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное и ксерокопирующее оборудование. Это базовые элементы инфраструктуры, определяющие основные стратегические цели развития бизнеса, поэтому выбор не является случайным.

По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. ИТ рассматривают как часть (или элемент) информационного бизнеса – его некоторую технологическую основу и как отдельный сектор инфраструктуры, нередко развивающийся автономно.

Наши рекомендации