Особенности эксплуатации машин постоянного тока
В машинах постоянного тока наиболее часто встречаются следующие неисправности.
Пробой коллектора на корпус и замыкание между ламелямипроисходит из-за попадания пыли между изоляцией корпуса и ламелями или из-за разрушения изоляции. Замыкание коллектора на корпус можно обнаружить при помощи контрольной лампы или мегомметра, а замыкания между ламелями — методом милливольтметра. При замыкании между ламелями милливольтметр не дает отклонения.
Определение замыкания между ламелями методом милливольтметра.
Пробой обмотки якоря на корпусможет возникнуть вследствие разрушения изоляции от длительного перегрева или механического повреждения. Место замыкания якоря на корпус (петлевой обмотки) можно обнаружить при помощи милливольтметра по схеме, приведенной на рисунке. Если секция замкнута на корпус, то, как только к ней начинают приближать щуп, показание милливольтметра сначала снижается до нуля, а при дальнейшем перемещении щупа в том же направлении увеличивается, но с противоположным знаком.
Обрывы в обмотке якоря, при которых размыкается цепь между двумя или несколькими
Определение места замыкания обмоток якоря на корпус методом милливольтметра.
ламелями, происходят вследствие перегорания проводников из-за межвиткового замыкания или замыкания на корпус, некачественной пайки, вибрации и т. п. Эту неисправность можно определить при помощи милливольтметра.
Межвитковое замыкание в обмотке якоря возникает из-за некачественной укладки секций в пазы, механических повреждений лобовых частей и разрушения изоляции проводников вследствие теплового старения. Обнаружить эту неисправность можно при помощи электромагнита и стальной пластинки. Если есть замкнутые витки, пластинка притягивается к тем пазам, где лежит поврежденная секция.
Определение витковых замыканий в обмотках
якоря при помощи электромагнита.
Усиление искрения щеток может произойти из-за загрязнения, биения или неравномерного износа коллектора, разрушения или некачественной притирки щеток, ослабления или зажатия щеток в обоймах. Местные нагревы обмотки якоря указывают на межвитковые замыкания.
Искрение щеток только под нагрузкой (на холостом ходу машина не искрит) указывает на неправильное чередование главных и дополнительных полюсов или шунтирование обмоток дополнительных полюсов.
Повышенное искрение щеток возникает также при их сдвиге с нейтрали.
Повышенный нагрев машины может возникнуть из-за межвиткового замыкания в обмотке якоря или возбуждения, замыкания между ламелями, неодинаковости зазора между якорем и отдельными полюсами - и т. д.
Перегрев коллектора и щеток может произойти из-за биения коллектора, выступания изоляции между ламелями. Кроме этого, могут быть установлены слишком твердые щетки или давление на щетки может быть слишком большим.
К основным неисправностям обмотки возбуждения относятся ослабление крепления катушек к полюсам, обрыв вследствие некачественной пайки соединений, межвитковое замыкание и замыкание на корпус.
Обрыв и замыкание на корпус легко обнаружить при помощи контрольной лампы или мегомметра. Замкнутую на корпус катушку можно обнаружить, измеряя падение напряжения между каждой катушкой и корпусом. У поврежденной катушки его значение будет наименьшим.
Витковое замыкание можно обнаружить по местному нагреву катушек при пропускании по ним переменного тока или сравнив их омические сопротивления.