III. Подведение итогов урока.
Класс
Урок № 43.
Тема.И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
Цель:
· выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;
· формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;
· формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
Оборудование:мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне».
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».
Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».
В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.
3. Беседа по первичному восприятию рассказа.
- Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).
- Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?
4. Обращение к выставке репродукций картин И.Шишкина, Н.Крымова, К.Юона, посвящённых зиме.
- Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина?
5. Лексическая работа.
- Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные?
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.
Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.
Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке.
Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.
6. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.
Примерный цитатный план первой части.
1. «Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна».
2. «Я с нетерпением ждал Святок».
3. «И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна».
4. «И вот наконец наступил давно желанный, радостный день».
5. «…это было весёлое путешествие!»
6. «Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей».
7. «А между тем уже догорает короткий день».
8. «А кругом всё темнеет и темнеет…»
9. «И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»
Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!»
- Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?
- Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».
Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».
- Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?
- Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?
Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».
- Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
1 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы?
Приметы зимы.
Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.
2 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?
Краски зимы.
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.
Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
7. Слово учителя.
Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
8. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.
Примерный цитатный план второй части.
1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню?»
2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего….»
3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался».
4. «И весь день не хочется уходить со двора!»
5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»
Примерный цитатный план третьей части.
1. «Мне грустно стало покидать родной дом…»
2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…»
3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское».
4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро….»
5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…»
6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега».
7. «Но всё-таки весна близко!»
Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!»
- В чём смысл совета отца?
- Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».
III. Подведение итогов урока.
- Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).
- Эти впечатления – лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик? («Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март, - шумно и весело пойдёт он по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далёкого юга птицы, зазеленеют поля…
Хорошо в полях!»
Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление).
IV. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.25-35, ч.2
2.Составить цитатный план рассказа.
3.Инд. задания. Подготовить сообщения:
- «Гимназические годы Л.Андреева»;
- «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»;
- «Увлечения Л.Андреева».