Последовательность изготовления букета-шара
Стадии технологии
Цель урока: расширить представление о стадиях и этапах технологии; ознакомить с содержанием обучения в текущем году, необходимыми материалами, инструментами и приспособлениями.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
На данном уроке расширяется представление четвероклассников о стадиях и этапах технологии. Для этого в учебном пособии приведена целостная технология (от идеи до воплощенного результата) изготовления домика из бумаги (с. 4). На основании данных иллюстраций учитель напоминает последовательность изготовления изделий и сущность основных стадий технологии: идея (сделать домик), образ изделия (создание эскиза домика), план работы (разработка последовательности изготовления домика, чертежей деталей), изготовление изделия (создание домика из бумаги), оценка работы (анализ готового домика).
Учащимся предлагается самостоятельно описать технологию создания различных изделий (открытки, прихватки, соломенного солнышка, фигурки из проволоки).
Учитель актуализирует знания учащихся об организации работы на стадии изготовления изделия, напоминает о подготовительном, основном и заключительном этапах. Сообщает, что на каждой стадии работа может быть организована аналогично. Совместно с учащимися учитель выделяет этапы на каждой стадии.
Затем в ходе беседы «Технология, труд, профессия» учитель рассказывает о существовании мира профессий, о профессиях
людей, которые принимают участие в изготовлении изделий на разных стадиях технологии.
Проводя беседу «Что делали летом своим руками?», можно также акцентировать внимание учеников на том, что они выступали в качестве различных «специалистов» и осуществляли различные стадии технологии.
На следующем этапе урока учащиеся вспоминают известные и знакомятся с новыми материалами и инструментами, которые будут использоваться на уроках в текущем году. При этом следует опираться на иллюстрации, помещенные в учебном пособии.
На первом уроке следует вспомнить с учащимися правила безопасной работы и правила организации рабочего места, которые представлены в учебном пособии. Следует обратить внимание учащихся на правильное расположение учебного пособия на парте: используется одна книга, которая ставится на подставку перед учениками.
В подведении итогов урока учащиеся должны ответить, с какими стадиями и этапами технологии они познакомились, о каких профессиях узнали, кем бы они хотели стать после окончания школы и какую профессию приобрести.
Флористика
Цель урока: расширить представление о принципах аранжировки растений, совершенствовать навыки составления композиций из засушенных растений.
Изготавливаемое изделие: композиция «Цветущий шар».
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Учитель проводит беседу на тему «Искусство составления букета». В процессе беседы анализируются различные виды цветочных композиций, определяется использованный природный материал, способы высушивания растений. Учитель разъясняет особенности технологии изготовления цветочных композиций. Для организации работы можно использовать готовые цветочные композиции, фотографии работ флористов, иллюстрации в учебном пособии (с. 8).
Акцентируется внимание учащихся на возможности декорирования интерьера комнаты при помощи подвесных (настен-
ных) композиций. Прекрасными примерами в данном случае будут композиции из засушенных растений, украшающие кабинет, в котором проходят занятия.
В процессе анализа композиций необходимо вспомнить правила аранжировки растений, с которыми учащиеся познакомились в III классе: пропорции, симметрия, асимметрия, уравновешенность.
Разъяснение принципа соотношения цветочной композиции с фоном лучше всего провести путем демонстрации наглядных примеров. Следует продемонстрировать цветочную композицию в сочетании с различными фонами, а дети определят, какой фон подходит лучше, и с помощью учителя сделают вывод.
Учитель предлагает учащимся сделать необычный букет, который нельзя поставить на стол, а нужно подвешивать за ленточку. Такая композиция называется «Цветущий шар» (рис. 39).
Прежде, чем приступить к разработке алгоритма, необходимо проанализировать конструкцию подвесного букета в сравнении с конструкцией обычного букета в вазе, определить причины, которыми обусловлены выявленные отличия. Нужно отметить, что в обоих случаях используется держатель, в который вставляются растения, необычной же является основа букета-шара (лента с палочками). Следует объяснить ребятам, почему ленту привязывают к палочкам, какова их функция.
Алгоритм изготовления букета-шара строится на основании алгоритма выполнения простого букета из засушенных растений. Для побуждения ребят к обдумыванию последовательности можно использовать наводящие вопросы: «С чего лучше начать работу?» «Что необходимо сделать сначала, а что потом?» «Почему следует выполнять работу в данной последовательности, а не в другой?»
Последовательность изготовления букета-шара, приведенную на с. 9 учебного. Композиция пособия, можно использовать в качестве инструкционной карты.
Последовательность изготовления букета-шара
1.Подобрать нужный растительный материал.
2. Связать растения в небольшие пучки.
3. Подготовить основу для букета.
4. Закрепить на основе держатель из пластилина.
5. Установить растения в держателе.
6. Оценить готовую композицию.
После обсуждения алгоритма изготовления композиции уточняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы.
Особое внимание учащихся обращается на необходимость соблюдения правил безопасности труда при работе с инструментами и на целесообразность рациональной организации рабочего места.
Выполнение цветочной композиции можно организовать группами по 4—5 человек.
Учащиеся тренируются в изготовлении пучков растений, перевязывании их проволокой (рис. 40).
В ходе практической работы учащиеся отбирают необходимые растения, связывают их в пучки, выполняют основу композиции из ленты, палочек и пластилина, собирают букет-шар, проводят окончательную отделку композиции (если есть пробелы, то их заполняют растениями).
Возможно использование в качестве основы куска плотного пенопласта, обвязанного проволокой. Такая основа не деформируется и хорошо сохраняет форму композиции летом при высокой температуре.
Учитель осуществляет текущее инструктирование.
На заключительном этапе работы учащиеся вывешивают свои композиции. Необходимо заранее подготовить место для будущих композиций. Можно подвесить к оконным карнизам необходимое количество ленточек, к которым учащиеся смогут привязать свои букеты-шары. Ребята оценивают работы и выбирают лучшую.
Икебана
Цель урока: познакомить с японским искусством икебаны, научить составлять простейшие композиции из засушенных растений в стиле «икебана».
Изготавливаемое изделие: икебана.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Учитель сообщает учащимся, что на уроке они познакомятся с японским искусством аранжировки растений, которое называется «икебана».
Для активизации внимания учащихся можно рассказать им японскую притчу, которую рассказывают всем начинающим изучение искусства икебаны. Хозяином сада, знаменитого на всю Японию, был Сенно Рикю. О красоте цветущих ирисов Рикю ходили легенды, и как-то раз сегун Тоетоми Хи-дэеси собрался лично полюбоваться ими. Слуги сегуна уведомили мастера о предстоящем визите, но когда великий сегун вошел в сад, то обнаружил, что все цветы срезаны и лишь из одного-единственного цветка сделана приветственная композиция. Сам мастер пояснил, что большое количество цветов рассеяло бы внимание великого князя, а один цветок лучше, чем сто, передает великолепие всего сада.
Затем учитель рассказывает учащимся о японском искусстве составления цветочных композиций. Новое слово (икебана) необходимо записать на доске и дать ему определение.
Рассказывая учащимся о роли этого искусства в Японии, следует отметить, что японцы вкладывают в икебану очень глубокий смысл. Для них важно значение не только каждого растения, но и сочетание разных растений, стадии их развития. Учитель знакомит с символикой растений, передающей смысловое содержание цветочной композиции. Например, ветка сосны — это символ стойкости и долгой жизни. Сосна и пион олицетворяют молодость и процветание, а сосна и сакура говорят о преданности и рыцарстве. Учитель проводит аналогии между икебаной и цветочной композицией (русской, европейской), сравнивает их. Демонстрирует соблюдение всех известных учащимся принципов составления цветочной композиции.
Необходимо пояснить структуру икебаны, состоящую из трех основных ветвей, олицетворяющих небо, землю и человека. В Японии существует огромное количество школ, в которых специально обучают искусству икебаны. Каждая школа, основываясь на своих концепциях, разрабатывает свои формы композиций. Выпускаются журналы со схемами построения композиций в различных стилях, в которых определяется длина, угол наклона и расположение ветвей.
В ходе изложения нового материала необходимо продемонстрировать учащимся фотографии различных икебан. Можно использовать фотографии, приведенные в учебном пособии (с. 10).
Учащиеся знакомятся с понятием динамичности в цветочной композиции. Определяются способы передачи динамичности в аранжировке растений:
• использование изогнутых стеблей;
• подбор зелени разного размера и формы;
• использование цветов в разных стадиях развития.
Последовательность изготовления икебаны составляется на
основании имеющегося у учащихся опыта изготовления различных цветочных композиций. В ходе обсуждения следует актуализировать знания учащихся о держателе, его назначении и особенностях использования в процессе создания цветочной композиции. Алгоритм, полученный учащимися в ходе обсуждения, можно записать на доске:
• выбрать эскиз композиции;
• подобрать нужный растительный материал и сосуд;
• закрепить держатель в сосуде;
• укрепить высокие растения в держателе;
• укрепить низкие растения в держателе;
• оценить получившуюся композицию.
После обсуждения алгоритма изготовления композиции уточняется, какие материалы и инструменты необходимы для работы.
Следует продемонстрировать ребятам, как закрепляется держатель в сосуде, напомнить приемы крепления растений в держателе, рассказать, как и в какой последовательности устанавливаются ветви растений в икебане, как определяется угол наклона ветвей. Перед началом практической работы следует подчеркнуть, что создание икебаны требует тщательной проду-
манности каждого элемента. Недаром японцы говорят, что для того, чтобы задумать икебану, определить ее составляющие, необходимо 70 % времени и только 30 % — чтобы установить растения на наколке.
Особое внимание учащихся обращается на обязательность соблюдения правил безопасности труда при работе с инструментами и на целесообразность рациональной организации рабочего места.
В ходе практической работы учащиеся рассматривают композиции, представленные в учебном пособии, выбирают одну из них в качестве прототипа, отбирают необходимый растительный материал (засушенные растения), основу для композиции, на основании графического образа составляют собственную композицию. В учебном пособии прописана последовательность создания икебаны, которой руководствуются учащиеся в процессе работы (с. 11).
Учитель осуществляет текущее инструктирование (контролирует работу учащихся, дает дополнительные разъяснения по выполнению трудовых приемов, обращает внимание на возможные ошибки и способы их предупреждения).