Особенности воздухообмена в помещениях автопредприятий
В помещениях предприятий по обслуживанию автомобилей в окружающую среду в основном выделяются следующие вредности:
а) в помещениях для хранения автомобилей (гаражи) - окись углерода, аэрозоли свинца, окись азота и альдегиды; б) в помещениях для обслуживания и ремонта автомобилей (сервисные центры) – окись углерода, окись азота и альдегиды; в) в аккумуляторных отделениях – пары серной кислоты и водород, при ремонте аккумуляторов – аэрозоли свинца и его окислов; г) в шиноремонтном отделении — пыль резины, теплота, пары бензина.
По взрывопожарной опасности все помещения относятся к категории Д, а для ремонта и хранения автомобилей – к категории Г.
Параметры микроклимата в рабочей зоне следует принимать: а) в основных производственных цехах – для работы средней тяжести при незначительных избытках явного тепла (qпом < 23 Вт/м3); б) в отделениях шиноремонтных и кузнечно-рессорных – для работы средней тяжести при значительных избытках явного тепла (qпом > 23 Вт/м3); в) в помещениях для хранения автомобилей t = 5 0C, в теплый период года не нормируется [1].
Так как основными источниками вредных выделений в производственных цехах автопредприятий являются продукты сгорания топлива при работе автомобильных или дизельных двигателей, то количество вредных газов (главным образом окиси углерода и окиси азота), выделяемых в помещениях для хранения и технического обслуживания автотракторной техники можно найти из выражения, г/ч:
Мr = n.c.N.k (4.23)
где n — максимальное число автомобилей, выезжающих в течение 1 ч;
с – значение величины удельного газовыделения, (таблица И.1-И.3 Приложения И);
N — мощность двигателя для автотракторной техники, кВт;
k— коэффициент учета интенсивности движения автомобилей или тракторов (таблица И.5 Приложения И).
Количество выделяющихся производственных вредностей определяется отдельно по каждому ингредиенту в соответствие с данными [1].
Количество оксида углерода, МСО2, выделяющегося при работе двигателя внутреннего сгорания, определяется по формуле, кг/час:
МСО2 = 15 . Б . Р . τ / 60 / 100, (4.24)
где Б – расход топлива, кг/час;
Р – весовое содержание окиси углерода в выхлопных газах, в %, принимается: для прогретого двигателя - 4%, для холодного двигателя - 6%.
τ – время работы двигателя, мин.
Количество аэрозолей свинца, МСВ, выделяющихся при работе двигателя на этилированном бензине, кг/час:
МСВ = 0,05. Б . К . τ / 60 / 1000, (4.25)
где К – содержание тетраэтилсвинца в бензине, г/кг, следует принимать К = 0,41 для бензина марки Аи—76 и К = 1,5 для бензина марки Аи—93.
Количество окиси углерода, окислов азота и альдегидов, выделяющихся при работе дизельного двигателя, можно определить по формуле:
РР = (160 + 13,5 . Vц) . Р . τ / 60 / 100. (4.26)
Значение параметра Р можно принять в соответствии с данными табл. 4.6.
Таблица 4.6 - Содержание вредностей Р в выхлопных газах дизельных двигателей в %
Наименование режима | Окись углерода | Окислы азота | Альдегиды |
Разогрев двигателя | 0,071 | 0,007 | 0,051 |
Рейсирование и выезд из гаража | 0,051 | 0,009 | 0,037 |
Въезд автомобиля в помещение после пробега | 0,044 | 0,009 | 0,020 |
Расчет вентиляции гаражей и паркингов следует производить при следующих исходных данных:
Воздухообмен в паркингах индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом при усредненном значении количества въездов и выездов соответственно равным 2 и 8% от общего количества машино-мест. При этом концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать 20 мг/м3. Объем воздуха должен составлять не менее 150 м3/час на одно машино-место.
Воздухообмен в паркингах кратковременного хранения при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количества выездов и въездов (табл И.4 Приложения И). При этом концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать в зависимости от продолжительности пребывания людей, но не более 1 часа, руководствуясь данными технологической части проекта и ГОСТ [8].
В подземных паркингах вместимостью более 25 машино-мест следует предусматривать установку резервного приточного или вытяжного вентилятора.
Данные требования (при разработке раздела проекта по охране окружающей среды) относятся к проектированию вновь строящихся автостоянок. Для реконструируемых объектов или строящихся на территории действующих предприятий определение выбросов от автотранспорта (при разработке раздела проекта по охране окружающей среды) производится отдельными расчетами для каждого предприятия*.
Удельные выбросы загрязняющих веществ от легковых автомобилей с дизельными двигателями принимать по данным табл.И.2 Приложения И.
Вентиляция помещений автосервисовоснована на определении количества вредностей за 1 мин. при установке автомобилей на ремонт и техобслуживание (подлежит уточнению в технологической части проекта). При перемещении автомобиля с поста на пост на поточной линии – 1 мин.
Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при регулировке двигателя на автомобиле в гаражных условиях (без ремонта двигателя) производится при следующих условиях:
− регулировка производится при различных оборотах двигателя на холостом ходу в течение 10 мин., что эквивалентно пробегу автомобиля 1,7 км при средней скорости 10 км/час;
− количество регулировок определяется технологическим расчетом (кратное ТО-2);
− регулировка производится только при наличии шлангового отсоса, при этом возможный прорыв выхлопных газов в помещение следует принимать не более 10% при естественном побуждении и 0,5% при механическом.
*) МГСН 5.01-01 Стоянки легковых автомобилей (с изм. от 15.07.2003 г.). М.: – 2001
При работе автомобиля на дизельном топливе расчетный воздухообмен определяется суммированием воздухообменов для разбавления отдельно окиси углерода, окислов азота и альдегидов по табл. И.2 Приложения И.
На постах, где регулируется двигатель, должны предусматриваться местные отсосы с естественным побуждением или устройство коллектора с подключением к нему гибких шлангов и механическим побуждением. Объем газовоздушной смеси, удаляемой от каждого дви-гателя, следует принимать: при мощности двигателя до 88 кВт – 350 м3/час; при мощности двигателя 88...132 кВт – 500 м3/час; при мощности двигателя 132...177 кВт – 650 м3/час.
Приточную вентиляцию в помещениях для хранения автотракторной техники на автопредприятиях рекомендуется совмещать с отоплением и воздух подавать струями, направленными в основные проезды и на радиаторы автотехники.
Вытяжную вентиляцию следует проектировать двухзональной - по 50% из верхней и нижней зон. Для удаления воздуха из нижней зоны необходимо предусматривать каналы в колесоотбойных тротуарах. Если колесоотбойные тротуары отсутствуют, допускается вытяжка из верхней зоны.
При определении поступающих вредностей время рейсирования следует определять из расчета 0,1 мин. на 10 м пути. Въезд автомобиля с установкой на место – 1 мин. Разогрев двигателя – 2 мин.
Общеобменную вентиляцию следует предусматривать по следующей схеме: вытяжка из верхней зоны, приток воздуха в рабочую зону рассредоточено и в канавы.
В канавы воздух следует подавать из расчета 200...250 м3/час на 1 метр длины канавы со скоростью 2,0...2,5 м/с под углом 450 к плоскости пола канавы. Температура воздуха должна быть не менее 160С и не более 25 0С.
Данные по выбору типа местного отсоса и объем местной вытяжки приводятся в табл. И.6 Приложения И.
Основными производственными вредностями в окрасочных цехах являются растворители и их пары, которые являются легко воспламеняющимися жидкостями (табл. И.8 Приложения И), а их пары взрывоопасными. Кроме того, все лакокрасочные покрытия – легко горючие вещества. Поэтому окрасочные цеха относятся к категории взрывопожароопасных (А или Б) или пожароопасных (Б) помещений.
Метеорологические условия в рабочей зоне следует принимать для работы средней тяжести при незначительных избытках явного тепла.
Все технологическое оборудование должно быть снабжено местными отсосами.
Расчетную скорость воздуха в рабочем проеме окрасочных камер с боковыми отсосами и в камерах с нижним отсосом количество воздуха следует принимать по данным табл. И.9 Приложения И.
Если в камеру требуется подавать приточный воздух, то его следует распределять через подшивной потолок, оборудованный фильтрующими кассетами. Местные отсосы воздуха от окрасочных камер и другого оборудования объединять между собой не допускается.
Помещения окрасочных цехов должны быть оборудованы приточно—вытяжной механической вентиляцией. Расчетный воздухообмен определяется на компенсацию местной вытяжки. В дополнение к местной вытяжке необходимо предусматривать отсос воздуха из верхней зоны помещения преимущественно над источниками тепла из расчета 6 м3/час на 1 м2 площади пола цеха ( см. табл.И.10 Приложения И).
Приточный воздух следует подавать в помещение цеха рассеяно в рабочую или верхнюю зону. При окраске в камерах и перегреве приточного воздуха допускается сосредоточенная подача воздуха.
Вентиляционное оборудование систем следует размещать в вентиляционных камерах, при этом вытяжные вентиляторы должны быть искрозащищенного исполнения.
Расход вредных паров растворителей, выделяющихся при окраске или лакировке автомобилей вне окрасочных камер определяется по формуле:
(4.27)
где Млк — расход лакокрасочных растворителей, грамм на 1 м2 площади поверхности изделия;
m — содержание летучих растворителей в лакокрасочном материале, %;
F — площадь поверхности изделий, м2, окрашиваемой или лакируемой за 1 час. Значения Mлк и m приведены в табл. И.8 Приложения И.
Воздух, удаляемый от мест окраски распылением, необходимо подвергать очистке в гидрофильтрах. Скорость движения воздуха в живом сечении канала гидрофильтра следует принимать 5…6 м/с. При этих условиях коэффициент очистки воздуха достинает по лакокрасочным аэрозолям 90 ...95%, по парам растворителей 30…35%.
Недостаточная степень очистки воздуха от паров растворителя приводит к значительным загрязнениям атмосферы. Для получения предельно допустимых концентраций в приземном слое необходимо выбрасывать воздух на высоте, превышающей высоту аэродинамической тени, предусматривать факельный выброс или дополнительные способы очистки. Высота выброса должна быть обоснована расчетами рассеивания в атмосфере.
Производственные помещения аккумуляторных отделений разделяются на два типа: ремонтные и зарядные.
По взрыво— и пожароопасности эти помещения относятся: а) ремонтные отделения, помещения стоянки и ремонта электропогрузчиков – к категории Д; б) зарядные отделения – к категории А или Е.
Основными производственными вредностями являются:
а) в зарядных отделениях кислотных и щелочных аккумуляторов – водород, пары серной кислоты, пары щелочей; б) в ремонтных отделениях – свинцовая пыль, пары паяльных флюсов и др.; в) в кислотных и щелочных помещениях – пары серной кислоты и щелочи.