II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся и опирается на анализ работы учителей начальных классов

Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники с разной интеллектуальной подготовкой. Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.

Программа «Занимательная грамматика» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Упражнения и задания, используемые в программе «Занимательная грамматика», позволят детям принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

Для реализации программного содержания используются

методические виды продукции ( разработки игр, бесед);

дидактические материалы;

пособия для групповой и индивидуальной работ

таблицы;

аудио и видеозаписи;

художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д.

методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.

Эффективное достижение запланированных целей осуществляется при наличии следующих условий:

мультимедийного оборудования ( проектор, компьютер);

канцелярских принадлежностей;

разнообразных художественных материалов.

Формы занятий:

Порядок организации внеурочной работы:

форма проведения занятий – групповая;

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная грамматика»составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Общий объём составляет 32 часов в год.

Продолжительность занятий 35 - 40 минут первое полугодие.

45 минут – второе полугодие.

III.Описание ценностных ориентиров содержание курса внеурочной деятельности

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Наши рекомендации