Комплекс одежды булгарского костюма 13-18 века.
Основная часть населения Волжской Булгарии, Джучиева Улуса (Золотой Орды) и Казанского ханства использовала для изготовления одежды материалы домашней выделки: шерстяные, льняные и конопляные ткани, сукно, кожу, мех домашних животных. Очень ценился мех диких зверей: черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Традиции знати носить одежду из парчевых, шелковых тканей поддерживали купцы, привозившие эти ткани и одежды из Китая, Средней Азии, Византии, арабских стран по сухопутному пути через Хорезм или водному - через Каспий, по Волге. В период средневековья одежда из восточных тканей, наряду с благовониями, жемчугом и украшениями, фигурировала и в качестве даров, о чем пишет в своей книге Ибн-Фадлан, посетивший страну булгар в 922 году. Характерной чертой древней одежды было свойственное ей единство или сходство покроев одежды разных полов и возрастов, а отличия выступали как признаки второстепенные. Основой мужской и женской одежды были рубаха и штаны с широким шагом. Поверх них надевали (по терминологии археологов) "куртку" с короткими рукавами или без них. Верхней одеждой служил "кафтан" - длиннополая одежда с длинными рукавами в легком или утепленном вариантах. Верхней "почетной" одеждой, информация о которой наиболее многочисленна, был халат. Стремление наиболее рационально использовать материал и упростить шитье одежды породило крой, который ученые условно называют "туникообразным". Он возник еще в глубокой древности на Востоке; дал основные типы накладной и распашной одежды, бытовавшей не только на большой территории Евразии, но и в Европе до X - XI вв.
Особенностью кочевого варианта туникообразных одежд в период раннего средневековья было значительное расширение подолов. В кочевом хозяйстве, где женщинам приходилось ездить верхом или работать, присев на корточки, такой покрой был удобен. Верхняя одежда отличалась манерой ношения: запах ее был, как правило, на левую сторону. Распространенной традицией было носить ее наглухо застегнутой, что объяснялось неглубоким запахом. Но, когда ее не застегивали в верхней части, полы отворачивались, образовывая двусторонние лацканы. Большему прилеганию и запаху "кафтана" способствовали подольные клинья, вшитые между основной точей и боковинами, или остов из двух точь со швом по центру спинки. Но в целом в период раннего средневековья (VIII - X вв.) туникообразность покроя верхней одежды ("кафтан", "халат") сближала ее по зрительному восприятию (так воспринял ее Ибн Русте в начале X в.), т.к. была она одинаково длиннополой, свободной в плечевой части, имела однотипный срединный запах пол и застежки в нагрудной и поясной частях. Период позднего средневековья в развитии булгарско-татарского костюма характеризуется усовершенствованием кроя рукавов верхней одежды (вырезные проймы), приталиванием спинки по вертикальным швам и дополнительных подольных клиньев по бокам, развитием воротника, варьированием ширины рукавов. Это дало вариации одежды: приталенный легкий казакин и его утепленный вариант - бешмет, шубы; оставшиеся прямоспинными с прямыми проймами джиляны и чекмени. Покрой нательной рубахи остается прежним, изменяется длина. Мужская рубаха становится короче, слегка закрывая колено. Женская же удлиняется, получая в подоле дополнительный неширокий волан и обрастая декоративными деталями.
Постепенно изменяется и короткая одежда - камзол ("куртка"), который воины в древности носили с кольчугой, а большинство населения - под верхней одеждой для тепла. Развитие его идет по все большему облеганию тела за счет кроя, потери рукавов. В женском варианте камзола появляется треугольный скошенный нагрудный вырез, а облегание делает его более соответствующим особенностям женской фигуры. Непременной и необходимой деталью мужского костюма периода средневековья были пояса, тканевые или кожаные, для подвешивания оружия, сумочек и других необходимых предметов. Они украшались нашивными металлическими бляшками, имели фигурные
застежки. Большое внимание уделялось и пуговицам, костяным, металлическим, литым и ажурным сканым. На одежде они располагались по-разному, соответствуя модным традициям. Например, в XVI - XVIII вв. пуговицы нашивались горизонтальными рядами по 2-3 штуки в ряд, соединяясь шнурками, и всему костюму из однотонных тканей придавался дополнительный декоративный эффект. Такой вид застежки можно видеть у татарина служилого сословия на рисунке С.Герберштейна. Наиболее древним видом обуви татар была обувь кожаная: сапоги и туфли в виде тапочек, башмачков и галош. Их носили с суконными или холщовыми чулками "тула оек", близкими по покрою к сапогам, иногда с портянками "аякчу". Обработка кожи и шерсти у древних булгар достигла такой степени совершенства, что у многих народов Европы и Азии вошло в обычай именовать хорошо выделанные юфть, сафьян "булгари", "товар булгарский". Археологи в раскопках X - XIII вв. находят такую обувь с совершенным кроем, украшенную тиснением и даже металлическими фигурными накладками. Для декорировки применялись также аппликация из кожи разных цветов и вышивка. От финно-угорских соседей древние булгары переняли легкую лыковую обувь - лапти, которую также носили с "тула оек" во время сельскохозяйственных работ. Комплекс обуви пополнился и валенками. Следует сказать и о прическах. По мере распространения ислама у мужчин укоренилась традиция брить голову, сбривать или подбривать бороду и усы. Женщины заплетали две косы с прямым пробором на голове и носили их в роспуск на спине. Причесывались с помощью костяных и деревянных гребешков, украшенных незатейливым орнаментом, смотрясь в круглые бронзовые зеркала. Распространен был обычай носить гребешки подвешенными к поясу одежды. Прически сформировали соответствующие формы головных уборов и накосных украшений у женщин. Обычай покрывать голову шапками для булгар начала X в. отмечает Ибн-Фадпан. Изготовлялись они из войлока, меха, шерстяных и других тканей или их сочетаний. Наиболее распространенным типом была сфероконическая шапка, сшитая из четырех клинообразных кусков. Такую простеганную шапочку воины надевали под шлем - у булгар закругленной формы, а в период Казанского ханства - с более острым завершением. Зимние шапки шились на меху и повторяли ту же форму, но, как правило, имели меховую внешнюю опушку. Головные уборы знати изготовлялись из дорогого меха, а тулово их то вытягивалось вверх, то уплощалось согласно моде. Декорировка следовала соответствующим художественным стилям. В ранний период бытовал еще один тип шапок - разрезных с большими полями. В среде сельского населения в виде войлочных шляп, но уже без разрезов они сохранились до конца XIX в., меховые ("колакчын") в единичных случаях - до XVIII в. Головные уборы женщин были более разнообразными. В них четче отражались возрастные и семейные отношения, а также социальное положение их носительниц. Девушки носили шапочки сферической формы, мягкие белые калфачки, тканые или вязаные из белых нитей. Налобная и височная часть головы дополнительно украшалась налобным украшением из полоски кожи (ранние булгары) или ткани с нашитыми бляхами, бусинами, височными подвесками. Еще в древности обязательной частью убора замужних женщин было матерчатое покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее более совершенной религией - исламом, рекомендующим нивелировать очертания фигуры и прикрывать лицо. До универсального платка XIX века покрывала прошли долгий путь эволюции и разнообразия форм. Самое древнее покрывало "тастар" в виде узкого полотенца (точи холста) требовало сложной драпировки и дополнительных тканевых частей, чтобы отвечать всем этим требованиям. Широкие привозные ткани, доступные знати, больше отвечали этим задачам и развили покрывала треугольной формы (өрпек) и прямоугольной большого размера. Эти покрывала закреплялись на голове узкими повязками, первоначально съемными, позднее - нашитыми, которые в силу яркости материала, иногда
усиленного металлическими деталями, являлись дополнительным украшением. Сверху надевались шапочки сферической или конической формы. Усложненным их вариантом являлось "кашпау", имеющее наушники, смыкающиеся под подбородком, и наспинную часть в виде полосы ткани, закрывающую косы, В зависимости от социального положения эти уборы зашивались сверху чешуеобразно монетами, кораллами, жемчугом, бляшками. В период позднего средневековья (XVI - XVIII вв.), в силу общей тенденции моды, верхняя часть таких головных уборов у знати сильно вытягивается в высоту, получает жесткую основу, тщательно декорируется и превращается в наиболее эффектную деталь женского костюма. Женские меховые шапки по форме приближались к мужским. В целом булгарско-татарский костюм раннего периода, оставаясь близким по покрою к одежде других народов Среднего Поволжья, отличался общим силуэтом и цветовой насыщенностью под влиянием ярких восточных тканей и эстетических идеалов мусульманского мира. Полихромия в одежде нарастала постепенно, утверждаясь в городах в среде феодально-торговой прослойки населения. Значительно позже она проникла и в отдаленные районы, в сельский быт.