Поступление и приемка продукции на склад

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА СКЛАДЕ

Складской технологический процесс — совокупность последо­вательно выполняемых операций, связанных с подготовкой к приемке продукции, поступлением, перемещением, распаковкой, приемкой продукции по количеству и качеству, размещением на хранение, укладкой, отборкой, комплектацией, подготовкой к от­пуску и отпуском продукции потребителю.

Обобщенный складской технологический процесс:

1. Поступление продукции на склад.

2. Разгрузка продукции.

3. Доставка продукции:

  • на участок приемки склада;
  • в зону хранения;
  • в приемочную экспедицию.

4. Приемка продукции по количеству.

5. Приемка продукции по качеству.

6. Перемещение сформированного пакета (поддона) в зону хранения склада.

7. Размещение продукции на хранение.

8. Хранение продукции.

9. Контроль над хранящейся продукцией.

10. Получение распоряжения к отгрузке со склада.

11. Отбор единиц продукции с мест хранения.

12. Перемещение продукции к участку (в зону) комплектации.

13. Комплектация продукции по заказам.

14. Проверка соответствия отобранной продукции данным счетов-фактур.

15. Упаковка продукции в инвентарную тару.

16. Наклейка (вложение) упаковочного листа.

17. Маркировка упаковки (тары).

18. Пломбирование инвентарной тары.

19. Перемещение упакованных тарных мест в зону погрузки:

  • из экспедиции отгрузки;
  • с участка комплектования;
  • из зоны хранения.

20. Оформление отгрузочных документов.

21. Подготовка отчетной документации. Технологическая карта — форма документации, отражающая детальную пооперационную разработку складского технологичес­кого процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты составляются на весь процесс переработки продукции на складе или на отдель­ные его этапы (поступление продукции, отправка продукции). В технологических картах определяется:

  • содержание работы (перечень выполняемых операций);
  • исполнители;
  • перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса.

Например, технологические карты приемки продукции содержат:

  • графики поступления продукции в течение дня;
  • последовательность выполнения операций;
  • количество работников, занятых разгрузкой и приемкой про­дукции.

Технологические графики предусматривают выполнение склад­ских операций во времени (в течение смены, суток). Это могут быть:

  • графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов;
  • графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для отборки продукции;
  • графики работы зоны экспедиции.

Сетевая модель складского процесса представляет собой гра­фическое изображение складских операций, последовательное чере­дование работ и операций складского технологического процесса.

Сетевой график работы склада — сетевая модель с рассчитан­ными параметрами и сроками исполнения складских операций и работ.

ПОСТУПЛЕНИЕ И ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ НА СКЛАД

Процесс поступления продукции на склад:

  • физическая обработка входящих потоков продукции;
  • идентификация продукции;
  • уточнение количества и качества продукции;
  • подготовка отчетов;
  • перемещение продукции на место ее использования или хранения.

На основании графика поставок руководитель склада инфор­мирует кладовщиков об ожидаемых поступлениях продукции. Сотрудники службы безопасности в случае необходимости могут осуществлять контроль над персоналом, легковыми и грузовыми автомобилями на входе и выходе со склада. Проводится проверка сопроводительных товарно-транспортных документов.

Подготовительные мероприятия, проводимые на складе до при­бытия продукции:

1) устанавливаются места разгрузки транспортных средств;

2) проверяется наличие необходимого количества поддонов;

3) устанавливается, с помощью каких механизмов и оборудо­вания разгружается и перемещается поступившая продукция;

4) определяются места хранения поступающей продукции;

5) определяется необходимое количество работников склада и складского оборудования;

6) осуществляется подготовка приемосдаточной документации.

Операции, осуществляемые на этапе поступления и приемки про­дукции:

1) проведение подготовительных мероприятий по приемке продукции;

2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки;

3) разгрузка транспортных средств;

4) оценка сохранности поверхности транспортной упаковки;

5) учет всех расхождений и повреждений до подписания доку­ментов перевозчика;

6) проверка каждой позиции продукции по упаковочному листу и счету;

7) перемещение продукции в зону приемки;

8) распаковка;

9) проверка количества и качества продукции;

10) контроль документального и физического соответствия партии поставки заказу покупателя;

11) установление фактического количества, качества и комп­лектности продукции, определение отклонений и вызвавших их причин;

12) документальное оформление прибывшей продукции (про­цедура оприходования);

13) раскладка по местам хранения;

14) формирование складской грузовой единицы.

При приемке продукции от перевозчика получатель обязан проверить:

1) наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автомобильном фургоне) или на контейнерах пломб отправителя или организации, осуществляющей промежуточную перевалку;

2) целостность пломб;

3) состояние транспортных средств (вагона, контейнера);

4) наличие маркировки груза;

5) исправность тары;

6) соответствие наименования продукции и маркировки на транспортной таре данным, указанным в товарно-транспортных до­кументах.

Получатель обязан потребовать от перевозчика выдачи продукции по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на него правилами, действующими на транс­порте, и другими нормативными актами.

Кроме того, получатель обязан установить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение продукции от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, темпера­турный режим), а также осмотреть перевозимую продукцию.

Операции, выполняемые при поступлении продукции в железно­дорожных вагонах:

1) осмотр вагонов, проверка состояния внешней поверхности вагонов;

2) проверка наличия и целостности пломб;

3) вскрытие вагона;

4) осмотр состояния поступившей продукции (состояние ук­ладки, транспортной тары, торговой упаковки);

5) разгрузка продукции с ее укладкой на поддоны или грузовые тележки на рампах;

6) первичная приемка продукции по количеству (проверка соот­ветствия фактического количества продукции данным сопроводи­тельной товарно-транспортной документации);

7) доставка сформированных партий продукции на участок при­емки, в зону экспедиции или в зону хранения склада (в зависимости от технологии, принятой на данном складе).

Операции, выполняемые при разгрузке контейнеров:

1) снятие контейнера с транспортного средства;

2) установка контейнера на рампу;

3) проверка внешней поверхности контейнера на предмет от­сутствия повреждений;

4) проверка целостности пломб;

5) перемещение контейнера на участок приемки склада;

6) вскрытие контейнера;

7) первичная приемка поступившей продукции по количеству;

8) укладка продукции на поддоны или грузовые тележки.

Операции, выполняемые при поступлении продукции на автотранс­портных средствах:

1) проверка целостности упаковки;

2) первичная приемка продукции по количеству;

3) укладка изделий на поддоны или тележки;

4) перемещение сформированных грузовых единиц в зону приемки или хранения склада.

Приемка продукции — проверка соответствия количества, качества и комплектности продукции ее харак­теристике и техническим условиям, указанным в договоре.

Цель предварительной приемки про­дукции:

  • осмотр продукции на предприятии продавца для установле­ния соответствия ее количества и качества условиям договора;
  • установление правильности упаковки и маркировки продукции.

Окончательная приемка продукции предназначена для установ­ления фактического выполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Место окончательной приемки продукции обычно устанавливается в договоре поставки. Оно может быть обо­значено как:

  • предприятие или склад продавца;
  • согласованный порт отгрузки;
  • железнодорожная станция отправления или аэропорт;
  • порт назначения;
  • пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения;
  • склад покупателя;
  • конечный пункт продажи продукции.

Приемка продукции (проверка по количеству и качеству), а также размещение на хранение проводятся в свободное от отгрузок время.

Регламентация процесса организации и осуществления приемки продукции по количеству (инструкция № П-6) и качеству (инст­рукция № П-7):

  1. Порядок приемки продукции от органов транспорта.
  2. Случаи актирования претензии к транспорту.
  3. Сроки приемки продукции.
  4. Документы, на основании которых производится приемка.
  5. Порядок действий при обнаружении несоответствия коли­чества и качества продукции данным товарно-сопроводительных документов.
  6. Содержание уведомления поставщику.
  7. Сроки направления уведомления поставщику.
  8. Сроки, в которые обязан явиться представитель поставщика.
  9. Порядок действий при неявке представителя поставщика.
  10. Состав комиссии по приемке продукции в случае неявки поставщика или когда явка необязательна.
  11. Сроки составления и содержание акта об установленном расхождении в количестве или в качестве.
  12. Порядок и сроки утверждения акта.
  13. Обязательные приложения к акту.

Наши рекомендации