Й учебный вопрос Общие требования, предъявляемые к дорожным машинам.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач по защите населения и территории является выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очаге поражения или в районе ЧС.
АСДНР выполняются для спасения пострадавших и оказания им медицинской и других видов помощи, откопки убежищ и укрытий, локализации и тушения пожаров, проделывания проходов и проездов в завалах, а также своевременного осуществления мероприятий по предотвращению аварий на объектах народного хозяйства и коммунально-энергетических сетях с целью сокращения ущерба от вторичных факторов. Успешное выполнение больших и трудоемких АСДНР при ликвидации последствий ЧС различного типа будет во многом зависеть от оснащенности АСФ и формирований ГО современными средствами механизации и обученности личного состава основным приемам и способам ведения работ.
Особую ответственность за проведение АСДНР в сжатые сроки налагает сложный характер условий работ в очаге поражения. Поэтому без применения эффективных средств механизации, имеющихся в большом количестве в Российской армии и народном хозяйстве, выполнить эти работы в сжатые сроки практически невозможно. Наибольший эффект может быть достигнут при условии использования машин в составе заранее подобранных и проверенных в ходе учений комплексов технических средств. Комплексная механизация работ требует более совершенных форм организации и выполнения АСДНР. Все виды работ в очаге поражения должны быть учтены, объединены в соответствующие потоки, выполнение которых должно производиться в строгой технической последовательности. Так, работам по спасению пострадавшего населения и ликвидации аварий должна предшествовать интенсивная работа по тушению пожаров и устройству проездов в очаг поражения, осуществляемая соответствующими комплексами машин и механизмов. При выполнении работ в очаге ядерного поражения особое значение приобретает организация управления силами и техническими средствами АСФ и формирований ГО. Эффективность технических средств при выполнении различных работ находится в прямой зависимости от мощности силовых установок. Тенденция повышения мощности техники, поступающей в народное хозяйство, создает благоприятные условия для дальнейшего повышения механизации этих работ. Важное значение при использовании высокопроизводительной техники приобретает оптимизация технологических процессов выполнения отдельных видов АСДНР. При отборе машин для формирований АСФ необходимо учитывать дополнительные требования, обусловленные особенностями АСДНР в очаге поражения.
Опыт борьбы с массовыми лесными и торфяными пожарами летом 1972 и 1981 гг., ликвидация последствий землетрясений на Камчатке и на острове Сахалине (п. Нефтегорск), а также ликвидация последствий других стихийных бедствий, таких как снежные заносы и ураганы, свидетельствует о том, что только при наличии эффективных технических средств и применении рациональных приемов и способов выполнения работ, хорошей обученности личного состава аварийно-спасательных формирований можно не только победить стихию, но и в сжатые сроки выполнить необходимые спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очаге поражения.
й учебный вопрос Общие требования, предъявляемые к дорожным машинам.
Современные средства инженерного вооружения должны обладать универсализацией и элементной унификацией. Одновременно они не должны отличаться конструктивной сложностью и уплотненной компоновкой.
Инженерно-технические возможности дорожных машин, применяемым для ведения АСДНР должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Требования к машинам выявляются на основе анализа опытных данных, эксплуатации, ремонта и содержания техники, выводов специальных научных исследований. Эти требования могут быть общими, относящимися ко всем машинам, и частными -к отдельным видам и группам машин.
Современные общие требования к машинам для выполнения АСДНР могут быть представлены в виде следующих основных положений.
Машины должны:
1) максимально отвечать основному назначению (быть высокопроизводительными и надежными в действии, иначе говоря, быть высокоэффективными при выполнении поставленных задач)
2) иметь необходимую степень универсальности: обеспечивать механизацию как основных, так и вспомогательных работ, успешно выполнять задачи не только днем, на и в темное время суток, быть работоспособными в различных физико-географических и климатических условиях (сохранять работоспособность как при низких, так и при высоких температурах, высокой относительной влажности, большой запыленности воздуха и низком атмосферном давлении);
3) иметь высокую маневренность, быть способными двигаться по пересеченной местности, преодолевать вброд небольшие водные преграды, а также крутые подъемы и спуски и неширокие рвы,
4) иметь запас хода по топливу не менее чем на 500 км;
5) отвечать требованиям инженерной психологии (т.е. эргономными), быть удобными в эксплуатации и безопасными в работе;
6) иметь конструкцию, которая обеспечивала бы обслуживание и ремонт в полевых условиях силами экипажа с применением запасного инструмента и принадлежностей (ЗИП) и подвижных средств;
7) иметь высокий уровень унификации конструкций, позволяющий облегчить организацию эксплуатации и ремонта, ускорить подготовку механиков-водителей и личного состава эксплуатационно-ремонтных подразделений;
8) быть приспособленными к работе на местности зараженной радиоактивными и химическими веществами.
Герметизация кабины и устройство фильтровентиляции должны обеспечить необходимую степень защиты экипажа от заноса отравляющих веществ (ОВ) и радиоактивной пыли. Кратность ослабления радиоактивных излучений при работе на зараженной местности должна составлять: для инженерных машин на базе автомобилей не менее 3-5, на базе гусеничных и колесных тягачей не менее 4-10, на базе танка не менее 10-15.
Общие технические требования предъявляемые к средствам инженерного обеспечения аварийно- спасательных работ даны в ГОСТ Р 22.9.03-95 «Средства инженерного обеспечения аварийно – спасательных работ».
Стандарт распространяется на следующие виды средств инженерного обеспечения:
- средства разграждения;
- грузоподъемные средства;
- дорожно-землеройные машины;
- средства преодоления водных преград;
- средства энергоснабжения.
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к средствам инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ (АСР) в объеме, необходимом для формирования свойств аварийно-спасательной техники. Остальные технические требования к средствам инженерного обеспечения должны быть выполнены в соответствии с действующими стандартами для этого вида средств. Стандарт применяется при разработке новых и модернизации существующих образцов, применяемых при проведении АСР в зонах чрезвычайных ситуаций, а также при отборе технических средств для оснащения подразделений аварийно-спасательных сил.
Требования назначения:
Средства инженерного обеспечения при ликвидации ЧС используют для выполнения следующих типовых работ:
- локализации распространения пожара;
- локализации разлива воды и др. жидких сред и предотвращения их поступления в очаг поражения;
- прокладки путей (наведения переправ) для доставки спасательных подразделений в очаг поражения, а также эвакуации пострадавших;
- проделывания проходов в завалах и расчистки рабочих площадок для работы спасательных подразделений;
- разборки различного рода завалов и их фиксации;
- обрушения и закрепления неустойчивых элементов;
- откопки входов в заваленные жилые и другие помещения, проделывание лазов, тоннелей и т.п.;
- обеспечения подачи воздуха, воды, тепла пострадавшим, блокированным в убежищах, подвалах и др. сооружениях;
- снабжения электроэнергией, сжатым воздухом технических средств, привлекаемых для ведения АСР;
- эвакуации пострадавших в ЧС в безопасные места.
Требования к эффективности функционирования:
Вероятность выполнения фиксированного объема типовых работ в условиях, приведенных к условиям ЧС за заданное (нормативное) время, должна быть не ниже 0,9.
Объемы работ, условия и методы оценки эффективности применительно к конкретным образцам средств задаются в ТУ на изготовление и ТЗ на разработку.
Требования по готовности к применению:
Технически исправные и укомплектованные средства инженерного обеспечения, находящиеся в состоянии повседневной готовности, должны быть готовы к выдвижению с пунктов постоянной дислокации в зону ЧС за время:
не более 15 мин — для средств, доставляемых в район ЧС не своим ходом, а другим транспортом (средства первого эшелона);
не более 1,0 ч — для средств, прибывающих в район ЧС самостоятельно (средства второго эшелона).
Требования к производительности:
Требования к производительности средств инженерного обеспечения устанавливают в технических условиях на изготовление и техническом задании на их разработку по отношению к объему типовых работ.
Требования к устанавливаемым техническим показателям, характеризующим производительность и др. свойства назначения:
а) для всех средств:
- тип базового шасси;
- скорость передвижения (км/ч);
- массу (т);
- расход топлива:
в маршевом режиме (л/км),
при работе специальных агрегатов (л/ч);
б) для средств разграждения:
- скорость проделывания проходов в завалах (м/ч);
- скорость выполнения земляных работ (м/ч);
- грузоподъемность манипулятора (т);
в) для грузоподъемных средств:
длякранов:
- грузоподъемность (т);
- высоту подъема грузов (м);
для погрузчиков:
- вместимость ковша (м3);
- высоту разгрузки (м);
г) для дорожно-землеройных машин:
для экскаваторов:
- вместимость ковша (м3);
- высоту погрузки (м);
для землеройных машин:
- скорость рытья траншей (м/ч) и котлованов (м3/ч);
для скреперов:
- скорость перемещения грунта на данное расстояние (м/ч);
- грузоподъемность (т);
для автогрейдеров:
- скорость перемещения грунта (м/ч);
для бульдозеров:
- скорость расчистки площадок в завалах (м/ч);
для путепрокладчиков:
- скорость прокладывания колонных путей (км/ч):
- скорость проведения земляных работ (м/ч);
- грузоподъемность крана (т);
д) для средств преодоления водных преград;
для мостоукладчиков:
- время установки пролетного строения моста (мин);
- пропускную способность моста (маш./ч);
для плавающих транспортеров:
- грузоподъемность на суше и на воде (т);
- вместимость (чел.);
е) для средств энергоснабжения:
для компрессорных станций:
- подачу воздуха (м/мин);
- максимальное рабочее давление (МПа);
для электростанций:
- мощность (кВт);
- напряжение (В);
- число светоточек (шт.) — для осветительных станций;
- число одновременно заряжаемых аккумуляторных батарей (шт.);
- время зарядки (ч) — для зарядных станций.