Процессы восстановления деталей автомобилей, их
Основные характеристики и функции
При капитальном ремонте автомобилей используют без восстановления 20-30% годных деталей с допустимым износом. К ним относятся: детали, обладающие высокой износостойкостью; детали, несущие небольшие нагрузки и работающие в относительно легких условиях; детали, замененные при текущем ремонте и ко времени поступления автомобиля в капитальный ремонт, не вышедшие за пределы допустимых размеров.
Значительное количество деталей автомобилей, поступивших в капитальный ремонт, имеют предельный износ. Большая часть их может быть восстановлена. В зависимости от мощности и уровня организации производственного процесса восстанавливается от 20 до 40% деталей ремонтируемых автомобилей.
Дефекты автомобилей классифицируются по следующим признакам:
- износ (равномерный, неравномерный, царапины, риски, задиры);
- изменение свойств поверхностных слоев (усталостные трещины, выкрашивание, изменение твердости);
- повреждение от действующих внутренних напряжений и
внешних нагрузок (деформации вследствие старения, изгиб, скручивание, смятие, трещины, обломы, пробоины);
- повреждение от химических и тепловых воздействий (выгорание, коробление, коррозия, цвета побежалости);
- отложения или наслоения (нагар, накипь, смола, грязь, старая краска).
Восстановление деталей сводится к устранению имеющихся у них дефектов. Наиболее часто используются следующие способы восстановления деталей:
- механическая обработка (под ремонтный размер, под номинальный размер, добавление ремонтных деталей);
- гальваническими покрытиями (хромирование, осталивание, меднение);
- слесарно-механическая обработка (припиловка, шабровка, фрезерование, шлифование, притирка, штифтовка, постановка заплат, развертывание, прогонка резьбы);
- пайка (мягкими припоями, твердыми припоями);
-сварка и наплавка (электродуговая ручная, автоматическая под флюсом, сварка и наплавка в среде защитного газа, вибродуговая наплавка, газовая сварка и резка, сварка сопротивлением (трением), точечная сварка;
- металлизация (газовая, электродуговая, электрическая высокочастотная, плазменно-дуговая);
- давлением (осадка, вдавливание, раздача, обжатие, вытяжка, правка, накатка);
- обработка полимерными материалами (восстановление изношенных деталей, заделка трещин, склеивание);
- электрическая обработка (электроискровая обработка, электромеханическая обработка, электрохимическая обработка);
- перезаливка антифрикционными материалами (баббитами, свинцовистой бронзой).
Производственный и технологический процессы
Ремонта автомобилей
Производственным процессом ремонта автомобилей (агрегатов) называется весь комплекс процессов по превращению автомобилей (агрегатов), утративших работоспособность в результате износа и других дефектов деталей и узлов, в автомобили полной работоспособности.
Производственный процесс авторемонтного производства включает получение и хранение ремонтного фонда, т.е. автомобилей, агрегатов, узлов и деталей (в зависимости от типа предприятий), снабжение запасными частями и материалами и их хранение, подготовку средств производства, организацию и планирование, все стадии восстановления деталей, их комплектования, сборки и испытания агрегатов и автомобилей, контроль и транспортировку на всех этапах производства и другие действия, связанные с ремонтом автомобилей. Поэтому производственный процесс автомобилей может быть разделен на отдельные участки, например:
- разборочно-моечный;
- наплавки и сварки деталей;
- механический;
- кузовной;
- сборочный и т.д.
Часть производственного процесса непосредственно связанная с последовательным качественным изменением объекта производства называется технологическим процессом.
Различают технологические процессы разборки, мойки, контроля и сортировки деталей, ремонта рам и кузовов, восстановления деталей, сборки и другие.
Производственные процессы в авторемонтном производстве обуславливаются конструкцией объекта ремонта, специализацией и концентрацией производства. Производственные процессы ремонта автомобилей можно свести к двум принципиальным схемам:
- ремонт грузовых автомобилей;
- ремонт легковых автомобилей.
Разница состоит в различии основного агрегата (рамы) и продолжительности его ремонта, а также в различном удельном объеме отдельных видов ремонтных работ.
При ремонте грузового автомобиля, удельный объем работ по ремонту кабины и платформы занимает 16…18% общего объема, а кузова легкового автомобиля – 40-42%.
Среди ремонтных предприятий значительное место занимают заводы по ремонту двигателей, агрегатов шасси, кузовов, электрооборудования, централизованному восстановлению деталей.
Схема производственного процесса ремонта автомобиля определяется еще и типом производства – индивидуальным или крупносерийным. В первом случае она значительно укрупняется, во втором – дифференцируется.