Глава 6. Размерения, весовые и объемные характеристики морского судна
Морское судно строится так, чтобы оно наилучшим образом соответствовало:
условиям перевозок — объемам, структуре, направлениям, партионности и размерам грузовых потоков;
техническим возможностям морских портов — причальному фронту, подходным каналам, акваториям и перегрузочному оборудованию;
природно-навигационным условиям плавания — глубинам, волнению, метеорологическим условиям, ледовому режиму и т. д.
Чтобы определить, соответствует лиданное судно конкретным условиям его эксплуатации и тем самым правильно произвести расчет загрузки судна, установить эффективные и реальные нормативы его использования, необходимо знать основные технические параметры судна, всесторонне характеризующие его эксплуатационныекачества, т. е. нужно иметь эксплуатационно-техническую характеристику судна. Сюда относятся :
1) размерения, весовые и объемные характеристики;
2) мощность главной силовой установки, скорость хода и расход топлива;.
3) конструктивные особенности и архитектурный тип;
4) степень эксплуатационно-технического совершенства судна.
Мореходные качества.
К мореходным качествам судна относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и качка.
Плавучесть. На воде судно постоянно испытывает действие двух сил, равных по величине, но противоположно направленных, — силы тяже-с т и, действующей вертикально вниз н определяемой весом самого судна и всем тем, что находится на нем, и силы давления воды, действующей вертикально вверх и называемой силой поддержания, которая равна весу вытесненной судном воды. Равнодействующая сил веса приложена в центре тяжести судна, а равнодействующая сил поддержания приложена в центре величины судна. Равенство силоса и сил поддержания и нахождение центра тяжести ицентра величины па одной вертикали — обязательные условия равновесия судна на водной поверхности, т. е. его плавучести. Следовательно, под плавучестью понимается способность судна находиться в равновесии на воднойповерхности при определенном улублении (осадка), соответствующем нормальному выполнению судном производственных функций.
Остойчивость. Находясь на воде судно подвержено воздействию многих сил, возникающих под влиянием различных причин, например перемещений грузов, приема или расходования воды, давления ветра, волнения, затопления отдельных отсеков и т. д. В результате действия этих силсудно наклоняется. Способность судна, выведенного этими силами из положения равновесия, возвращаться к нему называется остойчивостью судна. Различают поперечную и продольную остойчивость. Под первой имеют в виду способность судна возвращаться в свое первоначальное нормальное положение равновесия при поперечных наклонениях, определяемых углом крена, под второй — то же самое при продольных наклонениях, определяемых углом дифферента. Кроме этого, в зависимости от характера действующих на судно и кренящих его сил различают статическую и динамическую остойчивость. В первом случае силы действуют постепенно, а во втором — внезапно, в результате чего судно, наклоняясь, приобретает угловую скорость. Наличие у судна достаточного восстанавливающего момента (определяемого метацентрической высотой), способного во всех случаях нейтрализовать работу кренящего момента, — важнейшее условие нормальной эксплуатационной деятельности судна.
Непотопляемость. При превышении сил веса судна или превышении кренящего момента над восстанавливающим судно утрачивает плавучесть и остойчивость, что ведет к его затоплению. Утрата плавучести или остойчивости может иметь место, например, вследствие получения судном пробоины и частичного затопления его отдельных помещений. Способность судна в необходимой мере сохранять свои мореходные качества после затопления забортной водой одного или нескольких его внутренних помещений называется Н'е п о -топляемостью. Важнейшее условие непотопляемости — необходимый запас плавучести судна и сохранение его остойчивости при затопленных отсеках.
Ходкость. Перемещаясь, судно встречает противодействующие силы, направленные противоположно его движению. Эти силы складываются из сопротивления воды и сопротивления воздуха. Способность преодолевать эти сопротивления и двигаться с данной скоростью при помощи установленных на нем главных механизмов определенной мощности называется ходкостью судна. Необходимое условие ходкости — наличие главных механизмов, обеспечивающих при помощи движителей такое упорное давление, которое преодолевает сопротивление воды и воздуха и дает поступательное движение судну с заданной скоростью.
Управляемость.Прямолинейное движение судна сопряжено с выполнением различных маневров. Поэтому важными мореходными качествами его являются устойчивость на курсе и поворотливость. Способность судна строго сохранять заданное направление движения (без рыскливости) и в любом случае и в необходимое время изменять направление своего движения называется его управляемостью. Обязательное условие управляемости судна — наличие на нем рулевого устройства.
Качка. Волнение на поверхности воды вызывает колебательные движения судна, которые называются качкой. Появление качки обусловливается вынужденным действием волн на судно при одновременном действии на него сил плавучести и остойчивости и сил инерции. Во всех случаях качка вредна для судна, его экипажа и для нормальной эксплуатационной деятельности. Различают три вида качки: бортовую — колебания судна в плоскости шпангоута, килевую — колебания судна в диаметральной плоскости вертикальную — колебания судна в вертикальном направлении. Способность судна лучшим образом воспринимать и противодействовать качке — важное его мореходное качество.
Кроме мореходных качеств, морское судно для безопасной и нормальной производственной деятельности должно обладать достаточно прочным корпусом. На воде судно подвергается воздействию постоянных и временных внешних сил, под влиянием которых корпус его стремится деформироваться. Так, в результате неравномерного распределения по длине судна постоянных сил веса и сил поддержания возникает общий продольный изгиб корпуса даже при плавании на спокойной воде. При движении по взволнованной поверхности воды распределение этих сил складывается еще более неблагоприятно для судна, особенно при движении перпендикулярно направлению волн, имеющих длину, равную длине самого судна. На судно также действуют и другие силы в поперечном направлении как постоянные, так и временные, например удары волн о борт.
Способность судна противостоять действию постоянных и временных сил без возникновения остаточных деформаций, изменяющих корпус, называется прочностью судна. Различают общую прочность, которая обеспечивается набором корпуса (система продольных и поперечных балок, наружная обшивка и настил палубы) и местную прочность отдельных конструкций корпуса, включающую специальные подкрепления в отдельных частях корпуса в целях их предохранения от действия местных сил. Устойчивость первоначальных форм всех корпусных конструкций судна — необходимое условие его прочности.
Коротко охарактеризованные выше основные мореходные качества и прочность корпуса морского судна во многом зависят от его размерений, весовых и объемных характеристик и мощности главных двигателей.